Вернер фон Сименс: биография, изобретения

Подпишитесь на рассылку

Оставьте нам свой e-mail, и мы будем присылать Вам полезные и интересные статьи. Это абсолютно бесплатно и без спама.

Спасибо, что подписались на нас!

Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о путешествиях, досуге.

  • Главная
  • Бизнес
  • Легенда
  • Вернер фон Сименс

Подписка на новости

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

Вернер фон Сименс

  • Бизнес
  • Легенда

03.04.2016 5105

Великий изобретатель и предприниматель, ученый и мыслитель Вернер фон Сименс внес огромный вклад в индустриализацию всего мира, во многом определив наш постиндустриальный мир.

Биография Вернера фон Сименса

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер – первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

Еще в училище он сделал свое первое изобретение, которым и сейчас пользуется человечество.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть. Однако Вильгельм, впоследствии изобретший регенеративную печь – прообраз мартеновской печи, сумел продать патент богатому британскому промышленнику из Бирмингема за солидную сумму в полторы тысячи фунтов стерлингов.

Вернер никогда не жалел о годах, проведенных в армии. «Именно военная служба помогла мне обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям», – говорил он много лет спустя. В армии он всячески развивал свой инженерный талант. Морские мины конструкции Сименса и предложенная им генштабу схема рассредоточения береговой артиллерии сыграли важную роль в победе на море над датчанами.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.

«В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин»

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею в конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauаnstalt Siemens & Halske («Организация по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске»).

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин – Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки – к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

На берлинско-франкфуртской линии Сименс совершенствовал технологию прокладки кабеля. Для защиты от помех атмосферного электричества сконструировал станок, который бесшовным методом запрессовывал металлические проводники в гуттаперчевую изоляцию. Предложил на подземных участках укладывать провода в свинцовые трубы. Предложил оптимальную конструкцию изоляторов и громоотводов. Сименсовские телеграфные линии отличались столь высоким запасом прочности, что некоторые их участки эксплуатировались до 40-х годов ХХ века.

При этом Сименс вовсе не замыкался на телеграфе. Он разрабатывал медицинское оборудование, оптические системы, высокоточные механические аппараты.

Вернер фон Сименс в России

В 1853 году Сименс получил фактически монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ригой и Ревелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля. Работами руководил 24-летний Карл Сименс, которого командировал в Петербург старший брат.

Карл Сименс построил в Петербурге электротехнический завод. Заменил в столице империи газовое освещение на электрическое (на всех электрических лампах, использовавшихся в России, стояло клеймо Siemens & Halske). Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом.

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии – в 1896 году – и дворянский титул.

Кстати, без немецкой фирмы в Советской России невозможна была бы реализация масштабного плана ГОЭЛРО. Хотя бы потому, что подавляющее большинство советских «электрификаторов» в свое время работали на заводе Сименса, впоследствии национализированном и названном «Электросилой». Здесь же служил инженером и руководитель проекта Глеб Кржижановский. Но связь с германской компанией не смогла разорвать даже революция 1917 года. Именно Siemens поставляла оборудование для ДнепроГЭСа и московского метро.

Предтеча ЕС

В 1870 году Вернер Сименс сдал в эксплуатацию телеграфную линию Лондон – Калькутта протяженностью 11 тыс. километров. Через два года при помощи специального кабелеукладочного судна «Фарадей», построенного Сименсом, была протянута телеграфная линия по дну океана – между Ирландией и США. За десять лет «Фарадей» проложил шесть трансатлантических линий.

На заре телефонной эры, в 1877 году, Сименс одним из первых освоил производство телефонных аппаратов. Причем за счет ряда оригинальных технических решений эти аппараты обладали лучшими характеристиками, чем телефоны Белла. А в 1881 году компания Сименса построила первую в Берлине телефонную станцию.

Хотя в 1860 году Берлинский университет и присвоил Сименсу звание почетного доктора философии, многие его экономические и социальные идеи опередили свое время. Недаром великого промышленника XIX века считают одним из предтечей современного Европейского союза. Он верил в возможность построения единого европейского государства. «Необходимо устранить все таможенные барьеры, ограничивающие рынки сбыта и снижающие конкурентоспособность на мировом рынке», – говорил он.

Вернер Сименс не только не был социалистом, но даже и Маркса не читал, считая его дилетантом в экономике. Сименс действовал. И от его дел рабочему классу было гораздо больше пользы, чем от политических игр социалистов. На предприятиях Сименса в 5 странах Европы выплачивали пенсию по старости и денежные премии. Рабочий день сократили до 9 часов. Действовала эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации. В письме брату Сименс так характеризовал свою социально-политическую позицию: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Один из основателей Немецкой прогрессивной партии, делавшей ставку на вовлечение в процесс управления страной широких слоев населения, Вернер Сименс даже был избран в парламент от округа Леннеп-Золинген.

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни. Оставил свой след даже в палеонтологии. Геологи нашли камень с отпечатком ранее неизвестного науке летающего ящера, Сименс выкупил этот отпечаток и передал в дар Берлинскому музею естествознания. Ящер получил название «Археоптерикс Сименса» (Archaeopteryx Simensii).

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта – все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы нацио­нальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился. Машины, изобретенные им, как работали, так и работают. Основанная им компания превратилась в крупнейший концерн Siemens AG, который производит самую современную электронную технику и контролирует солидную долю мирового рынка. Единица электрической проводимости называется «сименс». А сам Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.
В Библиотеке “Главная мысль” Вы можете прочитать уникальную автобиографичную книгу Вернера фон Сименса “Личные воспоминания”, изданную впервые на русском языке.

Что мы знаем об Эрнсте Вернере фон Сименсе?

6 декабря 1892 года, 115 лет назад, в разных точках Европы два народа, определяющих моральный климат на континенте, переживали разные чувства. Россияне стали свидетелями очередного триумфа великого композитора Петра Ильича Чайковского, у которого в этот день состоялось сразу две премьеры. Оперы «Иоланта», либретто которой написал младший брат маэстро — Модест Чайковский, а также балета «Щелкунчик», без которого и сегодня, спустя более века трудно представить себе Рождество в Европе.

Читайте также:  Павел Николаевич Яблочков: биография и изобретения

А вот немцы были повержены в глубокий траур — на 76-м году жизни, не дотянув до дня рождения одной недели, скончался Эрнст Вернер фон Сименс, гордость германского народа, продукт труда его фирмы и сегодня является хорошим подарком как к Рождеству и Новому году, так и в повседневные будни.

Но если о жизни и творчестве Петра Чайковского написано немало, то фигура фон Сименса менее известна читателям. Сегодня мы постараемся восполнить этот пробел.

Итак, Вернер родился 13 декабря 1816 года в семье ландшафтного дизайнера (тогда это называлось несколько иначе: специалист по ведению сельского хозяйства во дворцах и поместьях) Кристиана Фердинанда и Элеоноры Сименсов. Он был не первый и не последний ребенок — когда супруги в 1822 году переезжали на новое место жительство в другое поместье, у них в семье уже было шестеро детей.

Поскольку поместье находилось вдалеке от больших дорог, Сименсы решили сэкономить на поездках в школу. Детей на первых порах обучала бабушка Элеоноры, их прабабушка, которая априори не могла быть очень требовательной к крошкам и скорее баловала их, чем учила. Вот почему чуть позже Кристиан решил, что будет куда полезнее привозить к детям учителей из города.

Больше всего юного Вернера поразил учитель истории, который не просто называл какие-то даты, а каждый свой урок сопровождал обязательным поучительным выводом, большую часть времени уделяя причинам возникновения той или иной ситуации и рассматривая ее в развитии. То есть учил младшее поколение Сименсов тому, что без анализа прошлого и видения перспективы, трудно рассчитывать на то, что событие будет развиваться в нужном русле. Как нет уютного дома без стен, пола и крыши, так невозможно представить себе успех без четкого понимания того, что стало внутренними пружинами происшедшего. Эти уроки Вернер запомнил на всю жизнь…

В 15-летнем возрасте подростка посвятили в члены церковной общины. Это означало, помимо всего прочего, расставание с родным домом и начало самостоятельной жизни. Она началась для Вернера с поездок в Любек для продолжения учебы в местной гимназии. Таким образом, он был предоставлен самому себе и никто не был вправе вмешиваться в выбор его дальнейшего пути. Сименс твердо решил посвятить себя естественным наукам и технике. Примерно в это время он и решил поступать в Берлинскую строительную академию.

Но к 17 годам Вернер несколько изменил свое представление о том, чем ему хочется заниматься. Поскольку гимназию он окончил с отличием, наставники посоветовали ему поступить в гвардейскую часть королевской артиллерии. Ради этого он отправился в Берлин. Причем, пешком. Не то, чтобы было жаль денег на попутный транспорт, просто юноша еще раз хотел проверить, что в выборе не ошибся, а заодно посмотреть, окажется ли он готов к большим физическим нагрузкам. Безумство? Скорее, целеустремленность и настойчивость.

Этот пеший поход не произвел на артиллерийское начальство никакого впечатления. Едва Сименс переступил порог части, как ему почти тут же указали на порог. А когда парень в отчаянии чуть было не наговорил дерзостей, несколько смирились и предложили попробовать свои силы в Магдебургской артиллерийской бригаде. Мол, так ли важно, где становиться офицером. Пришлось смириться…

На новом месте Вернер зарекомендовал себя очень толковым слушателем, которого не нужно было уговаривать учиться. Какие-то предметы он схватывал на лету, а те, что давались с трудом, он «переламывал» с помощью кропотливой работы над учебниками и конспектами. Вскоре Сименс стал одним из лучших курсантов. И удостоился командировки в Берлин. Ровно на три года, в объединенную инженерно-артиллерийскую школу. И здесь его союзниками стали усидчивость, кропотливость, умение вникнуть в самую глубину той или иной науки.

А спустя три года, в возрасте 21 с «хвостиком» Вернеру Сименсу присваивается воинское звание «лейтенант» и предоставляется четырехнедельный отпуск с выездом на родину. Эти четыре недели станут для него последними, проведенными в уютной домашней обстановке. Элеонора уже тогда была больна и прожила после этого менее года. И преданный ей муж долго не задержался на этом свете, ушел в мир иной менее чем через полгода…

Вернер был старшим среди десяти их детей, и незадолго до кончины матери пообещал ей на смертном одре, что заменит младшим родителей. И его слова не разошлись с делом: он захватил с собой в Магдебург младшего братишку Вильгельма, которому исполнилось 15 лет.

Дальше пришлось очень трудно. Офицерского жалованья на то, чтобы прокормить десять ртов, оказалось недостаточно. И у Вернера остался один выход: изобретать. Особую пикантность его первому изобретению — методу гальванического покрытия золотом и серебром придало то обстоятельство, что большую часть описания работы Сименс произвел в… тюрьме, куда его бросили за то, что был секундантом во время дуэли его товарища по службе. Из-за этого Вернер на некоторое время стал «невыездным» и отправил в Англию 19-летнего Вильгельма. Вилли не только сумел очень выгодно продать метод гальванического покрытия (справедливости ради следует сказать, что чуть раньше этот способ открыл в Санкт-Петербурге изобретатель Якоби), но и подхватил бациллу любви к «островитянам». Вскоре он возвращается на туманный Альбион, женится, и до конца дней пробудет там.

Через некоторое время, точнее 1 октября 1847 года, Вернер Сименс и его двоюродный брат Иоганн Георг Гальске основали совместную «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске». Дело в том, что Вернер не мог быть предпринимателем, ведь он был офицером, а им запрещали подобную деятельность…

Думаю, есть смысл перечислить некоторые изобретения Вернера Сименса. Это синхронно-синфазный телеграфный аппарат, динамо-машина, ртутный эталон сопротивления, первая в мире электрическая городская железная дорога с трамваем, двигающимся с помощью электричества. Это и машина для покрывания медной проволоки гуттаперчей, и первый в мире механический прибор для учета проходящего объема воды (ныне всем известный водомер, который сегодня есть во многих квартирах). Вернер проложил подземную телеграфную сеть между Берлином, Франкфуртом и Аахеном, первый подводный кабель в открытом море (линия Бона — Кальяри). Он одним из первых осуществил освещение улиц электрическими фонарями, на его предприятиях сделаны семь кабелей, соединивших Европу с Америкой. Отделения фирмы были открыты в Санкт-Петербурге и Тифлисе, на Кавказе фирма занималась и нефтепромышленностью.

В 1880 году на выставке Пфальцгау в Мангейме Вернер фон Сименс представил первый в мире электрический подъемник (лифт). Через два года изобретатель проложил пробную линию, по которой прошли электроуправляемые машины, получившие несколько десятилетий спустя название троллейбусов. В 1883 году совершил полет первый дирижабль с электрическим мотором. А после смерти Вернера компания под руководством его сына Вильгельма выпустила даже самолет-истребитель.

Не буду перечислять изобретения фирмы, названной в честь Вернера Сименса, в ХХ веке, в конце концов, отцу-основателю, не довелось дожить до претворения в жизнь многих из его идей. Но судьба Сименса — это яркий пример того, что терпение и труд — это именно то основание, на котором ярко произрастают практически все таланты…

Вернер фон Сименс
Werner von Siemens

Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в городе Герден, Германия. Мальчик вырос в семье небогатого фермера. Кроме него у родителей было еще тринадцать детей, поэтому получать образование ему пришлось практически самостоятельно, без какой либо помощи. Парень пошел по единственно возможному в этой ситуации пути. Сначала окончил гимназию в городке Любек, а затем поступил в военное инженерное училище в Магдебурге.

Являясь военным, Сименс больше интересуется наукой, чем стратегиями ведения боев. В чине лейтенанта в 1845 году стал членом только что образованного Физического общества и именно там открылся его блестящий ум по части изучения и исследования различных физических явлений. Уже через гон Вернер твердо решил заняться изучением телеграфии, ее практической стороны, а в 1847 году вместе со своим другом и единомышленником Иоганном Георгом Гальске основал свою собственную телеграфную компанию Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske или сокращенно S&H.

В первые годы своего существования компания занималась не только разработкой и созданием телеграфных аппаратов, очень популярных в то время, но и исследованиями в области оптики, точной механики, электроники и медицины. Уже после двух лет работы Сименс получает правительственный заказ на строительство первой в Германии телеграфной линии связи, соединяющей между собой Франкфурт-на-Майне с Берлином. Примечательно, что при строительстве этой линии использовано два изобретения самого Эрнста Вернера фон Сименса. Именно ученый предложил и реализовал на практике подземную прокладку кабеля на особо трудных участках в свинцовой оболочке.

Также, ученый разработал конструкцию самого кабеля, использовавшегося для подземной прокладки. При помощи специального пресса на кабель наносилась, впрессовывалась, гуттаперчевая изоляция, делая его более устойчивым к неблагоприятной внешней среде – влажности, перепадам температуры и прочим. Позже, фирма Сименса получила подряд на строительство других телеграфных линий не только в Германии, но и за ее пределами. Например, в России, Великобритании и Индии.

Уникальность Сименса в том, что, будучи ученым, также как и его коллега Томас Эдисон, не ограничивался только лишь теоретическими научными изысканиями, а серьезно использовал свои изобретательские способности, проверяя на практике как свои, так и чужие разработки.

Читайте также:  Бенджамин Франклин: биография, изобретения, цитаты

В 1851 году ученый совершенствует конструкцию стрелочного телеграфа, созданного ранее Уинстоном и Куком. Также, Сименс самостоятельно разрабатывает и создает генератор постоянного тока и в 1867 году представляет его на суд общественности. Генератор получился настолько эффективным и практически безотказным, что достаточно длительное время использовали в энергетике и горнодобывающей промышленности для питания электроинструмента.

За свои заслуги в области физики и прикладной электротехники ученому в 1860 году присваивают звание доктора наук. Вскоре получил орден «За заслуги». В 1874 году стал членом Прусской академии наук. Через восемь лет вошел в Петербургскую академию наук.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, обнаружена единственная в своем роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать ее за границу, запросив за нее крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же купил ее, оставив таким образом, в Германии. Позднее, передал ее Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii: Археоптерикс Сименса до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Фирма S&H, которой руководил Эрнст Сименс, дала миру ряд важнейших изобретений, большинство из которых используются и по сей день. В 1879 году представлен проект первой в мире электрической железной дороги. В 1880 году первый в мире лифт на электрической тяге, а еще через год заработала первая в Берлине линия электрического трамвая. Помимо этого разработал метод добывания озона при помощи электричества: озоновая трубка для очистки питьевой воды, метод металлизации поверхностей при помощи электричества и множество других разработок.

Ученый Вернер фон Сименс умер 6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет в городе Шарлоттенбург.

Вернер фон Сименс, изображен на банкноте 20 рейхсмарок 1929 года Германия

В его честь названа единица электрической проводимости

Эрнст Вернер фон Сименс

Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий физик, изобретатель и промышленник, известен в первую очередь тем, что является основателем одноименной фирмы Siemens – европейского лидера в области производства электроники, а до недавнего времени и ведущего разработчика в области сетевых технологий. Однако заслуга ученого перед обществом не только в этом.

Родился будущий ученый 13 декабря 1816 года в городке Ленте близ Ганновера в семье небогатого фермера. Кроме Вернера у родителей было еще 13 детей, поэтому получать образование ему пришлось практически самостоятельно, без какой либо помощи. Он пошел по единственно возможному в этой ситуации пути. Сначала окончил гимназию в городке Любек, а затем поступил в военное инженерное училище в Магдебурге.

Будучи военным, Сименс больше интересуется наукой, чем стратегиями ведения боев. В чине лейтенанта в 1845 году он становится членом только что образованного Физического общества и именно там открывается его блестящий ум по части изучения и исследования различных физических явлений. Уже через гон он твердо решает заняться изучением телеграфии, ее практической стороны, а еще через год в 1847 году вместе со своим другом и единомышленником Иоганном Георгом Гальске основывает свою собственную телеграфную компанию Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske или сокращенно S&H.

В первые годы своего существования компания занималась не только разработкой и созданием телеграфных аппаратов, очень популярных в то время, но и исследованиями в области оптики, точной механики, электроники и медицины. Уже после двух лет работы Сименс получает правительственный заказ на строительство первой в Германии телеграфной линии связи, соединяющей между собой Франкфурт-на-Майне с Берлином. Примечательно, что при строительстве этой линии было использовано два изобретения самого Эрнста Вернера фон Сименса. Именно ученый предложил и реализовал на практике подземную прокладку кабеля на особо трудных участках в свинцовой оболочке.

Также ученый разработал конструкцию самого кабеля, использовавшегося для подземной прокладки. При помощи специального пресса на кабель наносилась (впрессовывалась) гуттаперчевая изоляция, делая его более устойчивым к неблагоприятной внешней среде (влажности, перепадам температуры и прочим). Позже фирма Сименса получила подряд на строительство других телеграфных линий не только в Германии, но и за ее пределами. Например, в России, Великобритании и Индии.

Уникальность Вернера фон Сименса в том, что, будучи ученым, он также как и его коллега – Томас Эдисон, не ограничивался только лишь теоретическими научными изысканиями, а вовсю использовал свои изобретательские способности, проверяя на практике как свои, так и чужие разработки.

Так в 1851 году ученый совершенствует конструкцию стрелочного телеграфа, созданного ранее Уинстоном и Куком. Также Сименс самостоятельно разрабатывает и создает генератор постоянного тока и в 1867 году представляет его на суд общественности. Генератор получился настолько эффективным и практически безотказным, что достаточно длительное время использовали в энергетике и горнодобывающей промышленности для питания электроинструмента.

За свои заслуги в области физики и прикладной электротехники ученому в 1860 году присваивают звание доктора наук, в 1874 году он становится членом Прусской академии наук, а в 1882 году – членом Петербургской академии наук.

Фирма S&H, которой руководил Эрнст Сименс, также дала миру ряд важнейших изобретений, большинство из которых используются и по сей день. Так в 1879 году был представлен проект первой в мире электрической железной дороги. В 1880 году – первый в мире лифт на электрической тяге, а еще через год заработала первая в Берлине линия электрического трамвая.

Сам Эрнст Вернер фон Сименс разработал метод добывания озона при помощи электричества (озоновая трубка) для очистки питьевой воды, метод металлизации поверхностей при помощи электричества и множество других разработок.

Умер ученый и изобретатель 6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет. В его честь была названа единица измерения электрической проводимости – сименс.

Вернер фон Сименс: биография, изобретения

История знаменитого немецкого концерна началась довольно давно — в середине XIX века. Именно в это время жил и творил некто ­Вернер фон Сименс — учёный, ­инженер, изобретатель и основатель процветающей и в наши дни компании. Об этом человеке не ­пишут в учебниках физики, хотя мы регулярно пользуемся его изобретениями. Каким же был герр ­Сименс?

Что сделал лично Вернер фон Сименс?

Изобрёл динамо-машину — генератор постоянного тока. Без этой штуки не было бы отбойного молотка, электротранспортёра и современного электрогенератора.

Усовершенствовал телеграф, обеспечив синхронную работу аппарата — без батарей. Построил и обслуживал телеграфные линии в Германии и России.

Придумал машину для нанесения изоляции на медные провода (раньше это делали вручную — долго и кропотливо). Видели когда-нибудь, как укладывают подземные кабели, заворачивая их в стальные листы, как в броню? Тоже его рук дело.

Создал первую в мире электрическую железную дорогу. И как это Шелдон Купер ни разу за все сезоны «Теории большого взрыва» не упомянул человека, который подарил ему игрушечные поезда и междугородние электрички?

Если вы постоянно норовите что-нибудь поджечь, взорвать или разобрать на мелкие части, то вы ничуть не отличаетесь от молодого Вернера. Первый серьёзный научный эксперимент стоил будущему инженеру второй барабанной перепонки (первая лопнула раньше, во время службы артиллеристом). Взрыв вынес наружу окна вместе с рамами.

После такого многие отказались бы от научных изысканий, но Сименсом помимо любви к химии двигали и другие мотивы. Он был четвёртым из четырнадцати детей в семье, и со смертью родителей к Вернеру перешла ответственность за младших братьев и сестёр. Жалованье лейтенанта оставляло желать лучшего, а значит, пришла пора повернуть науку в практическое русло.

Учёному улыбнулась удача: его… посадили в тюрьму! Дело житейское: был секундантом у знакомого офицера (а дуэли в то время были строжайше запрещены). Лишение свободы подарило Сименсу возможность полгода спокойно заниматься научными исследованиями. Благо никто не запрещал арестанту устроить в просторной камере маленькую лабораторию, а местная химическая лавка регулярно поставляла необходимые реагенты. Такие вот были тюрьмы.

Успех! В первый же месяц заключения Сименс открыл способ покрытия металлов серебром и золотом с помощью электролиза. Ювелиры в восторге, друзья в восхищении, но сам Вернер в ужасе: вышел указ о помиловании и предписание немедленно освободить камеру…

Исследовательская лаборатория Siemens & Halske, около 1905 года

Следующим проектом Сименса стал телеграф. Изобретать его было уже не нужно, а вот улучшать — сколько угодно. Новая версия аппарата позволяла передавать сообщения гораздо быстрее, но нужен был механик, способный соорудить рабочий экземпляр. Вернер обратился к знакомому по имени Иоганн Гальске и предложил ему стать партнёром по бизнесу. Тот отнёсся к затее скептически. Тогда на его глазах Сименс собрал телеграф из сигарных коробок, медной проволоки и кусочков железа — Гальске был так поражён, что немедленно уволился со старой работы.

Вместе инженеры основали в 1847 году фирму Telegraphen-­Bauan­stalt Sie­mens & Halske и заключили контракт с государством. Им предстояло проложить телеграфную линию от Берлина до Франкфурта-на-Майне (670 километров), а затем и целую сеть по всей территории Пруссии. Большая часть линии проходила под землёй (власти боялись, что местные жители разворуют металлические провода), и Сименс приступил к работе над изоляцией от коррозии. Гуттаперча (что-то вроде каучука) и стальная оболочка — вот и всё, что потребовалось, чтобы не допустить вывода линии из строя. Но на патенты и публикации в научных журналах не было ни времени, ни сил, и однажды это привело к забавному казусу.

Читайте также:  Андре-Мари Ампер: биография физика, интересные факты, открытия

В 1884 году в Соединённых Штатах объявился некто, утверждавший, что это он придумал покрывать гуттаперчей медные провода. Спустя тридцать лет после того, как это сделал Сименс. К сожалению, у нашего инженера не было ни одного письменного доказательства, и члены экспертного комитета решили обратиться за помощью к населению. В немецких газетах появилось объявление: вознаграждение любому, кто найдёт в старых изданиях упоминание об открытии! Искомые заметки посыпались вскоре со всей Германии, и заслуги Сименса стало невозможно оспорить.

Из Пруссии в Россию! У фирмы новый контракт — нужно проложить телеграфную линию между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а также наладить связь между российской столицей, Москвой, Киевом, Одессой, Севастополем. Бюджет ограничен, сроки сжаты, а работать приходится в том числе в зоне военных действий. Сименс проводит механизацию производства — мастерская в Берлине становится больше похожа на фабрику. Гальске, не выдержав таких масштабов, покидает компанию.

Маршрут трансатлантического кабеля

Дальше в океан! Невероятная авантюра: компания берётся за прокладку телеграфного кабеля между Европой и Северной Америкой. В процессе работ Вернер получает страшное известие: «Фарадей», корабль-укладчик, столкнулся с айсбергом. Это означало бы финансовый крах, но, к счастью, оказалось злобной шуткой конкурентов. Трансатлантическая коммуникация налажена — передача сообщений через океан отныне занимает всего несколько минут.

Однако телеграфом дело не ограничилось. Сименс работает над генератором небывалой мощности, который однажды ни много ни мало изменит мир. Речь о динамо-машине — изобретении, благодаря которому появились первые в мире пассажирский лифт, троллейбус и электрическая железная дорога. Всё благодаря одному человеку! За заслуги перед отечеством Сименс, сын простого фермера, получил приставку «фон» и дворянское звание. А в 73 года ушёл на покой, оставив компанию в надёжных руках родственников.

С тех пор прошло больше ста лет, но курс у Siemens остался прежним: не бояться экспериментов и работать во всех возможных направлениях. Именно эта компания построила берлинское метро, запустила первые трамваи в России и ­Китае, провела электричество в Зимний дворец в Санкт-­Петербурге. С помощью их радарного уровнемера даже пиво варят!

Основатели

Вернер фон Сименс (1816–1892)

Вернер фон Сименс был ответственным предпринимателем и дальновидным изобретателем, сыгравшим ключевую роль в развитии электротехнической промышленности. Сконструированный им стрелочный телеграф заложил фундамент для создания в 1847 г. «Телеграфно-строительной компании Сименс и Гальске» (Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske), которая вскоре превратилась в международное предприятие.

В 1866 г. Вернер фон Сименс открыл принцип динамо-машины, что стало, пожалуй, самым важным его достижением в области электротехники. Благодаря этому открытию появилась возможность использования электричества в качестве источника энергии. Кроме того, компания получила международное признание после успешного осуществления таких технически сложных и чрезвычайно рискованных проектов, как планирование и строительство Индо-Европейской телеграфной линии от Лондона до Калькутты и прокладка трансатлантического кабеля между Европой и США.

В 1888 г. в знак признания научных достижений Вернера фон Сименса и их пользы для общества кайзер Германии Фридрих III даровал ему дворянский титул.

Сами по себе идеи мало что значат. Ценность изобретения состоит в его практической реализации […]

Вернер фон Сименс: стратег и человек дела

Иоганн Георг Гальске (1814–1890)

Иоганн Георг Гальске и Вернер фон Сименс впервые встретились в начале 1847 г. Через несколько дней Сименс поручил этому опытному механику построить разработанный им стрелочный телеграф. Убежденный в перспективности изобретения, Гальске решил пойти на риск и объединить усилия с Сименсом для создания новой компании. Спустя несколько десятилетий «Телеграфно-строительная компания Сименс и Гальске» (Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske) стала процветающим электротехническим предприятием.

Однако именно предпринимательский успех и международное расширение компании стали причинами, по которым пути деловых партнеров разошлись в конце 1867 г. Чуждый деловому миру, переживающему быстрое промышленное развитие и механизацию, Гальске отошел от дел в возрасте чуть менее 54 лет. Став городским советником, он внес важный вклад в общественную жизнь Берлина, проявляя особый интерес к продвижению прикладного искусства.

Иоганн Георг Гальске до самой смерти оставался другом Вернера фон Сименса. Имя Гальске использовалось в названии компании до 1966 г., и лишь после создания концерна «Сименс АГ» от названия «Сименс и Гальске» отказались.

Гальске был трезвомыслящим, осторожным деловым человеком, и именно его я должен поблагодарить за хорошие результаты деятельности компании в первые годы.

Узнать больше (англ. язык)

Вильям Сименс (1823–1883)

Обосновавшийся в Англии Вильгельм Сименс, один из младших братьев Вернера фон Сименса (разница между ними составляла 7 лет), внес решающий вклад в выход компании на международные рынки. В 1850 г. Вильгельм стал агентом «Сименс и Гальске» в Лондоне, в 1858 г. под его руководством в Британии была создана отдельная дочерняя компания «Сименс, Гальске и Ко» (Siemens, Halske & Co.) для производства и прокладки подводных кабелей. После успешной прокладки кабелей в Средиземном море компания добилась прорыва на высококонкурентный британский рынок телеграфной связи.

Несмотря на свою разнообразную коммерческую деятельность, Вильгельм, получивший британское гражданство и сменивший имя на Вильям, считал себя в первую очередь ученым и инженером. В Англии его имя связано в основном с научными исследованиями и участием в академических обществах.

За несколько месяцев до своей смерти в ноябре 1883 г. Вильям Сименс был посвящен в рыцари королевой Англии Викторией.

Прочитать биографический очерк (англ. яз.)

Карл фон Сименс (1829-1906)

Главным образом благодаря энергии и таланту [Карла] деятельность в России столь быстро достигла такого масштаба.

Карл фон Сименс, еще один младший брат основателя компании Вернера фон Сименса, стал известен в основном своей коммерческой деятельностью в России. В 1853 г. он отправился в Санкт-Петербург для наблюдения за строительством российской телеграфной сети, на которое компания «Сименс и Гальске» получила контракт. Карл быстро зарекомендовал себя как решительный и умелый руководитель проекта. Под его управлением российский сегмент бизнеса в 1855 г. стал отдельным предприятием и важным компонентом поддержки материнской компании в Берлине.В 1869 г. Карл переехал в Англию, где более десяти лет помогал своему брату Вильяму в его работе. В начале 1880-х годов он вернулся в Санкт-Петербург и вдохнул новую жизнь в российское предприятие компании.

В начале 1890-х, после того как Вернер фон Сименс отошел от активного управления компанией, Карл фон Сименс стал во главе «Сименс и Гальске». В этом качестве он управлял преобразованием компании в акционерное предприятие и переходом руководства ко второму поколению предпринимателей.

В 1895 г. царь Николай II пожаловал Карлу фон Сименсу дворянский титул за его службу России.

Зигмунд Шуккерт (1846–1895)

Зигмунд Шуккерт, 1884 г.

Конструктор-механик и инженер телеграфной связи Зигмунд Шуккерт основал в 1873 г. небольшую мастерскую по ремонту динамометров и измерительного оборудования. Успешная реализация различных проектов электрификации позволила компании быстро расшириться. Ее производственная программа включала дуговые лампы, распределительные устройства, измерительные приборы, вспомогательное осветительное оборудование, оснащение электрических железных дорог, а затем – главным образом прожектора.

Когда в 1893 г. Шуккерт по состоянию здоровья ушел из компании, преобразование некоммерческого партнерства в «Акционерную электротехническую компанию» (Elektrizitäts-Aktiengesellschaft, EAG), ранее «Шуккерт и Ко» (Schuckert & Co), стало неизбежным в связи с растущей потребностью в капиталовложениях. В 1903 г. произошло слияние EAG и энергетической компании «Сименс и Гальске» и появилось предприятие «Заводы Сименс-Шуккерт» (Siemens-Schuckertwerke).

Как и Вернер фон Сименс, Зигмунд Шуккерт с готовностью внедрял в своей компании перспективные социальные мероприятия, такие как медицинское страхование и пенсионные выплаты.

Прочитать биографический очерк (нем. яз.)

Эрвин Мориц Райнигер (1854–1909)

В 1877 г. Эрвин Мориц Райнигер, инженер-механик из университета в Эрлангене, открыл в этом немецком городе мастерскую по производству высокоточного механического и электротехнического оборудования. В 1886 г. он совместно со своими бывшими поставщиками Максом Юлиусом Геббертом и Карлом Шаллем основал компанию «Райнигер, Гебберт и Шалль» (Reiniger, Gebbert & Schall, RGS), которая до середины 90-х годов XIX века изготавливала медицинское измерительное оборудование, а затем, после открытия в 1895 г. рентгеновских лучей, – в основном рентгеновские трубки.

RGS, преобразованная в 1907 г. в акционерную компанию, впоследствии стала крупной корпорацией. В 1925 г. компания «Сименс и Гальске» приобрела контрольный пакет акций предприятия в Эрлангене. Через семь лет произошло слияние направлений по производству медицинской техники «Сименс и Гальске» и RGS и была образована компания «Сименс-Райнигер-Верке АГ» (Siemens-Reiniger-Werke AG), вскоре ставшая крупнейшим специалистом на мировом рынке электромедицинского оборудования.

Оставив компанию в 1895 г., Эрвин Мориц Райнигер начал деятельность с чистого листа, приобретя обанкротившуюся фабрику по производству ламп накаливания в Мюнхене, Германия. Эта затея не принесла успеха, и после того как попытка создания предприятия по производству высокоточных электрических приборов также потерпела крах, Райнигер отошел от дел.

Добавить комментарий