Пироцкий Фёдор Апполонович – биография изобретателя электрического трамвая

Мемория. Федор Пироцкий

1 марта 1845 года родился Федор Пироцкий, изобретатель трамвая.

Личное дело

Федор Аполлонович Пироцкий (1845-1898) родился в Лохвицком уезде Полтавской губернии в семье штабс-лекаря. Его семья происходила из городовых или поместных казаков, поселявшихся при пограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой службы на украинных территориях. Вырос и учился в Санкт-Петербурге, где окончил сперва Константиновский кадетский корпус, а затем Михайловское артиллерийское училище.

В 1866 году Пироцкий был «выпущен подпоручиком с назначением в Киевскую крепостную артиллерию».

Служить был направлен в артиллерийские войска в Киев. Там он подружился с подпоручиком саперного батальона, а в будущем знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который приехал в Киев также из Петербурга после окончания Николаевского инженерного училища. Это знакомство дало новый толчок уже появившемуся до того у Пироцкого интереса к электричеству и электротехнике.

В 1869 году Пироцкого приняли на строевой факультет в Михайловское артиллерийское училище (академию) — одно из старейших военно-учебных заведений России.

В 1871 году после окончания двухгодичного курса Пироцкого назначили ревизором в Артиллерийское управление. Ознакомившись с состоянием производства пушек, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей с тройными стенками, благодаря чему значительно уменьшался расход топлива при плавке металла . Одновременно им была предложена и новая система комнатных печей.

Изучая отчеты артиллерийских полигонов, он обнаружил на плане Белкового поля в Петербурге башню для прожектора, а на расстоянии 83 сажен — простейший генератор тока. Электроэнергия от него передавалась по двум проводам. Однако провода оказались слишком тонкими, а источник – слабосильным. Идея же Пироцкого состояла в передаче «силы падающей воды», вращающей колеса, подобные мельничным и соединенные с генератором. Мощный генератор системы Якоби изобретатель усовершенствовал и начал эксперименты по передаче энергии по достаточно толстому проводу, подвешенному на изоляторах на столбах.

Пироцкий пытался усовершенствовать систему получения, передачи и превращения электричества в механическую работу.

В 1874-1876 годах он проводит ряд опытов по передаче тока по рельсам. Для этой цели использует заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги длиной 3,5 версты. В его конструкции рельсы, изолированные от земли, были подключены к генератору Грамма. Один из рельсов в экспериментах был прямым проводником, а другой – обратным. Опыты закончились успешно — в 1876 летом на части железной дороги, ведущей к пристани от станции Сестрорецк, Пироцкий смог заставить работать двигатель, находившийся более чем в километре от источника электропитания. Его предположение о возможности использовать рельс железных дорог «для передачи работы на всякое расстояние» подтвердилось.

Пироцкий подал заявку «на привилегию» и изложил свои выводы в статье «О передаче работы воды, как двигателя, на всякое расстояние посредством гальванического тока», опубликованной в «Инженерном журнале» № 4 за 1877 год. Изобретатель пришел к выводу, что электроэнергия, передаваемая на расстояние, может заставить вращаться колеса устройства, движущегося по рельсам, например, конки – экипажа на конной тяге.

Дальнейшие исследования Пироцкий продолжил вместе с физиком Владимиром Чиколевым. 12 апреля 1880 года на первой в мире специальной электротехнической выставке в Петербурге он продемонстрировал свои проекты и сделал публичный доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчеты выполнил известный в то время физик профессор Дмитрий Лачинов.

Летом 1880 года Пироцкий переделал один из вагонов городского двухэтажного трамвая на конной тяге, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. 22 августа впервые в мире в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка «был двинут» (как писали в газетах) электричеством двухъярусный вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок. Вагон первого в мире электрического трамвая перевозил 40 пассажиров со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось при напряжении постоянного тока 100В через рельсовые пути, которые были предварительно специально приспособлены для передачи электрической энергии путем изоляции костылей от шпал специальным составом и подкладки под рельсы изолирующих брезентовых прокладок.

На опытном вагоне трамвая был установлен тяговый двигатель мощностью 4 л. с. шунтового возбуждения с 600 об/мин. Токосъем производился через бандажи колес, поэтому последние изолировались от вагонных осей. В трамвае впервые была применена зубчатая передача от тягового двигателя к осям вагона по кинематической схеме Пироцкого, в дальнейшем получившая незаслуженно наименование передачи Спрега.

Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества».

Эксперименты Пироцкого продолжались до конца сентября 1880 года – пока у него не закончились средства для их продолжения.

Сильно поиздержавшись, Пироцкий вернулся на службу артиллерийским офицером. В 1881 году он проложил первый в Санкт-Петербурге подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул городские власти к строительству центральной электростанции.

Он также был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей.

В 1888 году вышел в отставку в звании полковника с пенсией в половинном размере от оклада. Последние годы жил в бедности.

В 1898 году Пироцкий умер в военном пансионате города Алешки.

Чем знаменит

Русский изобретатель в области электротехники, создатель первого в мире трамвая на электрической тяге. Однако изобретение Федора Пироцкого так и не было реализовано в России – из-за отсталости экономики и низкого социально-культурного уровня общества.

Владельцы общества конно-железных дорог не поддержали новшество, так как затратив большие капиталы на приобретение вагонов, сооружение рельсовых путей, не были готовы вложить еще и немалые средства в переоборудование всего хозяйства на электрическую тягу. Дополнительных же выгод для себя они не видели.

Хозяева конки нашли сторонников среди петербургских извозопромышленников, которые утверждали, что «вагон без упряжки будет пугать лошадей, они понесутся по городу, калеча и убивая людей».

В итоге горожане встревожились, «антиэлектрические настроения» проникли в печать. Возможно, не без влияния хозяев конки в газетах «Голос», «Берег», «Новости» и некоторых других появилось невежественное сообщение, искажающее характер работ Пироцкого и результаты его опытов. И хотя изобретатель публично ответил газетам, его изобретение упрятали под сукно.

В итоге первый электрический трамвай был пущен в России лишь спустя 12 лет после блестящих опытов Пироцкого – в 1892 году,

О чем надо знать

В 1876 году Пироцкий опубликовал результаты своих опытов в «Инженерном журнале» и разослал его многим физикам и электротехникам. Его наблюдения и идеи подтолкнули коллег к работам в этом направлении, и не только в России. Представитель немецкой электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», вкладывавшей капиталы и в российскую промышленность, немедленно отправил статью своему руководству в Германию. Фирма «Сименс и Гальске», использовала идею Пироцкого о передаче электроэнергии на расстояние и в 1879 году на Берлинской промышленной выставке пустила по ее территории три маленьких открытых вагончика на электрической тяге, в которых могли ехать восемнадцать пассажиров. Электроэнергия для питания двигателя подводилась по специальному среднему рельсу.

Карл Сименс тщательно изучил экспонаты Пироцкого с первой электротехнической выставки в Петербурге, перечертил схемы и задал изобретателю множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.

В 1882 году на электрической выставке в Вене была также построена трамвайная железная дорога, О ней писали в русских газетах: «На Венской электрической выставке электрическая дорога была устроена совершенно так же, как устраивало ее два года тому назад у нас в Петербурге Второе общество городских железных дорог по предложению Пироцкого».

Прямая речь

О будущем транспорта: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями. Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге.

Должна быть карета с электрическим мотором того же Якоби, а еще лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от мельниц водяных, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко. Вот фонарь, откуда там газ? По трубе со станции, что где-то вдалеке или рядом. А силу воды тоже можно передать по проводам».

Яков Годес о первом испытании трамвая на электрической тяге: «С самого раннего утра у Рождественского коночного парка стояли, переминаясь с ноги на ногу, люди, смотрели по сторонам, ждали. Взоры их были обращены на обычный темно синий вагон конки с империалом — вагон № 114. Ему было суждено стать первым электрическим трамваем.- Внешне ничто не отличало его от других, но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, смонтирована зубчатая передача, которая приводила вагон в движение. Контроллерное управление позволяло регулировать скорость, ехать то вперед, то назад. Энергия в двигатель поступала по рельсам от специально установленного в парке небольшого генератора.

В начале изобретатель несколько раз проехал туда и обратно в пустом вагоне. Толпа с удивлением смотрела, как вагон конки двигался и без лошади, и без паровоза. Он шел с разной скоростью, останавливался и тут же возобновлял свое движение. Не разворачиваясь, он мог пойти в обратную сторону.

Потом Пироцкий пригласил в вагон сорок человек. Первые пассажиры первого трамвая с некоторой опаской и недоверием разместились в вагоне и на империале. Пироцкий включил двигатель, и чудо повторилось. Вагон легко двинулся вперед, набрал скорость, остановился, поехал обратно. Восхищению свидетелей не было предела… Пироцкий торжествовал»

3 факта о Федоре Пироцком

  • Роковую роль в жизни Пироцкого сыграла канцелярская ошибка. В училище он был случайно «переименован» в Пероцкого и дальше в служебных документах, в том числе в приказах, проходил как Пероцкий. В 1885 году после пятилетних многократных рассмотрений дела в судах он вступил во владение поместьем умершего дяди в селе Масловка Алешкинского уезда Таврийской губернии. Однако чиновник губернского управления обнаружил, что в послужном списке наследника записана не та фамилия, что указывается в других бумагах, и в 1896 году Пироцкий был выселен из имения.
  • Пенсия Пироцкого составляла 285 рублей 50 копеек в год. Этого едва хватало на пропитание и оплату номера в пансионе.
  • После смерти Пироцкого выяснилось, что он не скопил средств даже на похороны. «Никаких денег при нем совсем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позднее проданного имущества», – писала об этом газета «Юг». За все более-менее пригодные вещи покойного изобретателя было выручено всего 65 рублей.

Материалы о Федоре Пироцком

Незалежний спостерігач – Независимый наблюдатель

обо всем понемногу, ворох бумаг, записей, статей своих и чужих, фотографий, если они интересны – всячина

понедельник, 11 июня 2018 г.

Восстановлена могила изобретателя трамвая Федора Пироцкого

Пироцкий Федор Аполлонович (1845-1898)

Могила изобретателя трамвая Федора Пироцкого. Олешки. Июнь 2018 года

Ранняя биография
Федор Аполлонович родился 17 февраля (1 марта) 1845 года в селе Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии Российской империи. Его отец был военный врачом и происходил из рода потомственных украинских казаков. В конце XVIII века после ликвидации гетманства его приравняли по статусу к русским помещикам.

После завершения обучения в Константиновском Кадетском Корпусе и Михайловской Военной Артиллерийской Академии Федор направился на службу в Киев, где он был зачислен в Печерскую крепостную артиллерию местного гарнизона в звании подпоручика. Именно в это время происходит его знакомство с выдающимся отечественным электротехником Павлов Николаевичем Яблочковым, произведшее глубокое впечатление на Пироцкого и определившее его жизненную направленность. В 1869 году молодой человек поступает учиться на строевой факультет Михайловской артиллерийской академии.

В 1871 году Пироцкий возвращается в столицу для работы в отделе техотчетов и смет Главного артиллерийского управления (ГАУ) и параллельно приступает к изобретательской деятельности. Еще в студенческие годы во время обучения в академии Федор Аполлонович, проходя практику на финских военных предприятиях, поразился количеством водопадов в этих местах, энергия которых использовалась крайне ограниченно. Глубокое впечатление, полученное от красоты и силы этой природной стихии, побудило Пироцкого к работе над передачей электроэнергии от источников производства (паровые машины или водопады) к потребителям (населенные пункты, предприятия). Эта проблема стала основополагающей для развития мировой электротехники, так как подходы к передаче слабых токов уже были найдены (сначала телеграф, а затем телефон).

Читайте также:  Физик Василий Владимирович Петров: биография, открытия, изобретения

Работа ревизора ГАУ предполагала детальное знакомство с состоянием пушечного производства, которое нельзя было назвать совершенным. Чтобы исправить ситуацию, Пироцкий предложил новую модель доменных печей с тройными стенками, что позволяло сократить расход топлива в процессе плавки металла.

Работа над передачей тока

Занимаясь изучением отчетов артиллерийских полигонов, Федор Аполлонович разглядел на плане Волковского поля прожекторную башню, питавшуюся энергией от маломощного электрогенератора системы Якоби, который находился на расстоянии чуть меньше 200 метров. Это побудило его к приобретению двух коллекторных машин системы Грамма мощностью 6 л.с.ток

В 1874 году на военном полигоне Волковского поля Пироцкий организовал пробную передачу электричества по железным проводам, которые были зафиксированы между двумя машинами, на деревянных столбах с помощью изоляторов. Расстояние между устройствами было около 200 метров. Роль обратного проводника выполняла земная поверхность. В итоге изобретателю удалось создать первую модель «генератор-земля», которая показала возможность передачи на расстояние тока большой мощности.

В свободное от работы время Федор Аполлонович упорно продолжал трудиться над технологией получения, передачи и преобразования электричества в механическую энергию. Для проведения опытов он использовал заброшенный участок железной дороги Миллера длиной 4 км в районе Сестрорецка. Желая добиться сокращения потерь в линии, изобретатель организовал серию опытов по передаче электричества с помощью двух изолированных железнодорожных рельсов, чье сечение было в 600 раз больше, чем у стандартного телеграфного провода. При этом один рельс играл роль прямого провода, а второй обратного.
Курортная железная дорога Миллера

Курортную железную дорогу Миллера (часть Финского железной дороги) возле Сестрорецка Пироцкий превратил в линию электропередач

Чтобы повысить проводимость и уменьшить сопротивление он использовал стыковые электросоединения прямого и обратного проводов. С целью улучшения изоляции двух ниток рельсов одной колеи, их подошва смазывалась асфальтом. Эта идея Пироцкого не потеряла актуальности и в наши дни – сегодня рельсы железнодорожной колеи выступают ключевым элементом автоблокировки, локомотивной сигнализации и диспетчерского контроля за движением.

В 1876 году Федор Аполлонович добился вращения электродвигателя, расположенного в километре от генератора Гамма. В итоге его гипотеза о возможности передачи электричества с помощью железнодорожных рельсов нашла подтверждение. Описание проведенных опытов и полученные результаты автор изложил в статье «О передаче работы воды как двигателя на всякое расстояние посредством гальванического тока», которая была переведена на немецкий язык для фирмы «Сименс и Гальске».

Новый период изобретательской деятельности Пироцкого прошел в тесном сотрудничестве с известнейшим русским электротехником Владимиром Николаевичем Чиколевым, прославившимся в качестве создателя дуговых ламп с дифференциальным регулятором. В 1879 году Федор Аполлонович возвратился в Петербург из продолжительной командировки в черноморские крепости и сразу предложил столичным властям проект трамвая на электротяге. Однако владельцы конных железных дорог заблокировали его принятие, что не изменило планов изобретателя.

В течение лета 1880 года он занимался реконструкцией массивного двухъярусного вагона конной железной дороги весом 6,5 тонны, рассчитанного на 40 пассажиров. В нижней части кузова Пироцкий прикрепил тяговый электромотор постоянного тока и редуктор. Впервые подобная конструкция была оснащена двухступенчатой зубчатой передачей, тягового электромотора к осям вагона, что стало прототипом для привычной нам сегодня колесной пары локомотива.

Чтобы рельсовые пути могли служить источником передачи электричества, Пироцкий изолировал костыли от шпал с помощью специального средства, а под рельсами разместил изолирующие прокладки из брезента. По соседству с дорогой в Рождественском вагонном парке возвели электростанцию, оборудованную генератором постоянного тока.

Первые эксперименты проводились на участке длиной 85 метров. Автор смог доказать, что электричество способно заставить двигаться колеса перемещающегося по рельсам конного экипажа. В начале сентября 1880 года Пироцкий организовал испытание двухъярусного моторного вагона, на котором присутствовала администрация Второго общества конно-железных дорог. Он передвигался самостоятельно со скоростью 10-12 км/ч, став прототипом трамвая. Опытный образец был оснащен четырехсильным тяговым двигателем, а питание электричеством обеспечивали рельсовые пути. Токосъем осуществлялся посредством бандажей колес, поэтому они были изолированы от вагонных осей.

Трамвай на электротяге конструкции Пироцкого

Трамвай на электротяге конструкции Пироцкого

Вагон мог ускоряться и замедляться, делать остановки и двигаться обратно. Несмотря на сопротивление владельцев конок, в течение месяца на Болотной улице Петербурга проходили испытания транспортного средства. Сначала на нем ехал только его создатель, после чего были приглашены 40 пассажиров. Все действо активно освещалось прессой, позднее итоги эксперимента были опубликованы в журнале «Электричество».
Тогда еще никто не знал, что до запуска полноценного трамвая в Петербурге придется ждать целых 12 лет.

Усовершенствование машины требовало дополнительных средств, которых у Федора Аполлоновича просто не было. Руководство столицы, заключившее соглашение с конно-железными дорогами для пассажирских перевозок в черте города, помогать не спешило.

В 1881 году изобретатель представил авторскую модель железной дороги на электротяге в Париже на Международной электротехнической выставке. Вернувшись в Россию, он первым проложил под землей электрический кабель для передачи тока от Литейного завода к Технической артиллерийской школе и разработал проект подземной электросети, подтолкнувший власти Петербурга к возведению центральной электростанции.

Развитие идей Пироцкого

Идеи российского электротехника стали применяться за рубежом еще при его жизни. В 1880 году Томас Эдисон организовал в Нью-Йорке первые эксперименты по использованию электротяги на железной дороге. Год спустя, компания братьев Сименс приступила к производству вагонов, идентичных по конструкции с детищем Пироцкого. В этом же году в германской столице появилась трамвайная линия «Гросс-Лихтерфильде» длиной 2500 метров, по которой передвигался вагон рассчитанный на 20 пассажиров. Передача электричества к тяговым моторам выполнялась по схеме Федора Аполлоновича без третьего рельса.

На электротехнической выставке 1882 года, состоявшейся в Вене, была построена трамвайная линия, максимально схожая с той, что демонстрировалась двумя годами ранее в Петербурге. В последнее десятилетие XIX века трамвайные линии по схеме российского электротехника были запущены в ирландском Портуме, английском Брайтоне, немецком Франкфурте-на-Майне, а вскоре преимущества этого экологически чистого вида транспорта оценили во многих странах.

Последние годы жизни

Как часто бывает с талантливыми людьми, Пироцкий был недооценен при жизни. Несмотря на громкие изобретения его отсылают в Ивангородскую крепость, где в 1888 году досрочно отправляют в отставку в чине полковника. Все это случилось примерно за пять месяцев до окончания 25-летней военной выслуги, которая позволила бы ему получить максимальную пенсию.

Будучи подавленным от этой новости, изобретатель возвращается на Украину в имение дяди, доставшееся ему по наследству. Однако в результате судебных разбирательств недвижимость у Пироцкого отобрали, что вынудило его вернуться в столицу. Здесь он снимал номер в гостинице, но денег катастрофически не хватало даже на оплату апартаментов и еду.

28 февраля (12 марта) 1898 года Федора Аполлоновича Пироцкого нашли мертвым. Похороны изобретателя были организованы его знакомыми в долг — было заложено имущество Пироцкого.

«Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позднее проданного имущества… На площади с молотка продавались разные старые вещи, обозначенные в описании под номерами, и за все более-менее пригодные вещи стоимостью от 1 копейки до 4 рублей выручено всего 65 рублей.

Непроданными остались 16 номеров никому не нужных вещей, таких как, например, разные книги, бумаги и т.д. Осталось 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами».

Публикация в журнале статьи о передаче электричества с помощью рельсов сыграла с Федором Аполлоновичем злую шутку. Вскоре после этого известный изобретатель Вернер Сименс создал в Берлине забавный аттракцион, главным действующим лицом которого выступал локомотив и две небольшие платформы, где спиной друг к другу сидели люди. Поезд приводился в движение по схеме, описанной ранее Пироцким.

В конце жизни Пероцкий был лишен полагавшегося ему наследства в виде имения на Херсонщине из-за одной буквы «е». В годы учебы в Михайловском артиллерийском училище допустили неверное написание фамилии, указав во всех служебных документах «Пероцкий». Ошибку удалось заметить только за два года до смерти изобретателя.

В Википедии биография Федора Пироцкого немного отличается. Например, указана причина почему изобретатель жил в Олешках: он жил в военном пансионате.
Непонятно, почему по версии автора первой статьи, Ф.Пироцкий умер в Санкт-Петербурге, если его могила в Олешках?Даем статью из Википедии:

Фёдор Пироцкий родился в семье штабс-лекаря помещика в Лохвицком уезде Полтавской губернии. Его семья происходила из городовых казаков.
Фёдор вырос и учился в Санкт-Петербурге. Окончил Константиновский кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию в 1866 году и проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он подружился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым — большим поклонником всего, что работало на электричестве.
В 1871 году Пироцкий возвращается в Санкт-Петербург и, среди всего прочего, предлагает новый тип доменных печей. В 1874 году он начинает проводить свои эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербурге и в 1875 году на участке сестрорецкой железной дороги запускает вагоны на электрической тяге. Было электрифицировано около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грамма. Оба рельса были изолированы от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.
В 1880 году он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3 сентября необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи постоянно действующий электрический трамвай появился только в 1892 году в Киеве .
Пироцкий возвратился на службу артиллерийским офицером. Среди всего прочего он прокладывает первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школе (1881 год). Он также был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. В 1888 году уходит в отставку в звании полковника, живя в военном пансионате города Олёшки. В 1898 году Пироцкий умирает. В старости у него совсем не было денег, и, чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.

Пироцкий Фёдор Апполонович – биография изобретателя электрического трамвая

Почти двадцать лет ушло у инженера Фёдора Пироцкого на воплощение своей идеи — создать электрическое транспортное средство, которое бы передвигалось по рельсам.

Биография Фёдора Пироцкого

Федор Аполлонович Пироцкий родился 25 февраля 1845 года. Родители отдали его учиться в Константиновское кадетское военное училище, а позже он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. И еще во время учёбы Федор “заразился” электричеством. По окончании обучения был назначен в Киевскую крепостную артиллерию. Там Пироцкий познакомился с Павлом Николаевичем Яблочковым, изобретателем “свечи Яблочкова” (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.

Пироцкий и Яблочков часто вместе прогуливались по Владимирскому спуску Киева. На одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по спуску: “Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями. К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…” Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы. В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад “Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов”. Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире “был двинут” (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Читайте также:  Томас Алва Эдисон: биография, изобретения, фото

Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: “22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра”.

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом “Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах”. В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.

Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась незавидно — в 1888 году в чине полковника он вышел в отставку и вынужден был жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья. Умер Пироцкий в 1898 году.

Источник

| Печать |

Великая Страна СССР – Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы. Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта – пишите – адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующее данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.

Изобретатель первого в мире электрического трамвая жил в Цюрупинске

17 февраля исполняется 171 год с дня рождения ч еловека, по праву считающегося «отцом» электрического трамвая. Это не просто личность. Федор Аполлонович Пироцкий имеет непосредственное отношение к нашему родному городу Цюрупинску. Гениальность этого человека признали во многих странах, ему установлен памятник в соседней Белоруссии, а вот на родине, увы, нет.

Федор Аполлонович Пироцкий родился 17 февраля 1845 года в семье армейского штабс-врача в городкеСенчаЛохвицкого уезда наПолтавщине.Онполучил образование в Константиновском кадетском корпусе в Санкт-Петербургеи Михайловской артиллерийской академии. В 1871 году получил направление в отдел технических отчетов и смет Главного артиллерийского управления (ГАУ) в Петербурге.

Его еще со студенческих лет интересовал процесс передачи энергии. В начале 1870 Пироцкий разрабатывает проект передачи электроэнергии через железную проволоку, закрепленную телеграфными изоляторами на деревянных столбах, и двух машин переменного тока собственной конструкции. Обратным проводником была земля.

Наконец-то, после серии долгих испытаний, 22 августа 1880 впервые в целом мире был запущен электромоторный вагон трамвая. Он двигался со скоростью конной рыси (8-12 км/ ч), делал крутой поворот, останавливался и двигался назад. Показ успешно проводился до 16 сентября.

Запестрели восторженные отзывы в газетах, об успехе писали научно-технические журналы, среди них и”Электричество”.В 1881 г.Пироцкийдемонстрирует схему своего изобретения на Парижской международной выставке. Казалось, вскоре трамвай будет курсировать по улицам столицы империи.

Помешала обычная консервативность России. Местные олигархи, вложившие большие капиталы в конку, которые еще не окупились, стеной встали перед трамваем. На Западе же в течение 5 последующих лет все трамвайные линии строили по схеме Пироцкого.

Стоит отметить, что Пироцкому на эксперименты постоянно приходилось тратить свои собственные сбережения, но потом он писал, что совсем об этом не жалеет, ведь труд принес свои результаты.

Не честная игра корпорации «Сименс»

Компания, которая сейчас известна на весь мир, начинала именно с идей Пироцкого. Так, заботясь о приоритете и распространении своих идей, в 1877 году Пироцкий разослал”Инженерный журнал”со своей статьей об экспериментах всем заинтересованным лицам и фирмам, в том числе и представителю фирмы”Сименс”,который немедленно доставил журнал в Берлин.

Пока Пироцкий был вынужден отвлечься от исследовательской работы из-за длительной служебной командировки в черноморские крепости, на берлинской выставке 1879 года фирма”Сименс”продемонстрировала небольшой “поезд” с отдельным локомотивом и двумя прицепными платформочками, на которых могли сесть спинами друг к другу, свесив ноги , несколько пассажиров. Водитель сидел на локомотиве.

Экипаж использовался как аттракцион. Это был еще далеко не электромоторный трамвай, но важно то, что энергия в двигатель локомотива подавалась по схеме Пироцкого с “Инженерного журнала”.

Карл фон Сименс (брат Эрнста фон Сименса, основателя компанииSiemens & Halske) в то время перестраивал имперский телеграф и часто общался с Пироцким, заинтересовавшись его опытами.

Вернувшись в Петербург,Пироцкий снова, за собственные средства, приступает к любимому делу. В заявке на изобретение от 5 апреля 1880 года он описывает проект электрической железной дороги, а 12 апреля перед многолюдной аудиторией, где был и представитель фирмы “Сименс”,демонстрирует проект применения электричества для движения железнодорожных поездов с подачей тока теми же рельсами, по которым катятся колеса .

Первая в мире регулярная пассажирская линия трамвая на электрической тяге -“Гросс-Лихтерфельде”в Берлине – была открыта компаниейSiemens & Halskeв мае 1881 года. В Российской империи исключение составлял лишь Киев. На святых Киевских горах не могли долго задержаться ни конка, ни даже паровой трамвай. На Александровском спуске даже шесть лошадей не могли поднять небольшой вагон с пассажирами.

Самого изобретателя также ждала непростая судьба. Кроме трамвая, он сделал много изобретений в других отраслях – строительстве гидроэлектростанций, электрическом освещении, связи и в чисто военном деле – артиллерийской и ракетной технике. НоПироцкогоотсылают в Ивангородскую крепость Варшавского военного округа, где в 1888 г. в чине полковника отправляют в отставку с половинной пенсией, не дав пять с лишним месяцев дослужить до 25-летнего военного стажа, который гарантировал бы ему пенсию на уровне наибольшего оклада.

Оскорблен и подавлен Пироцкий едет в Украину, в село Масловка Олешковского (Олешки – нынешний Цюрупинск) уезда на Херсонщине. В Масловке у него было имение, унаследованное от дяди – очевидно, тоже дворянина казацкого происхождения. Но недолгим было спокойствие. Недоброжелатели отсудили наследство, воспользовавшись типичным для российской бюрократии перекручиванием украинских фамилий – в некоторых документах Пироцкий значился как Пероцкий.

Изобретатель был вынужден покинуть наследство, но не поехал в Петербург, а перешел жить в гостиницу “Афины” в Олешках. Пироцкому едва хватало пенсии на еду и оплату номера в гостинице, однако он еще заказывает приборы и химические препараты, продолжая какие-то опыты, выписывает книги и журналы.

28 февраля 1898 полковника Федора Пироцкого находят мертвым. 22 мая в газете “Юг” напечатали заметку, не нуждающуюся в комментариях:

“Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позднее проданного имущества. На площади с молотка продавались разные старые вещи, обозначенные в описании под номерами, и за все более-менее пригодные вещи стоимостью от 1 копейки до 4 рублей выручено всего 65 рублей.

Непроданными остались 16 номеров никому не нужных вещей, таких как, например, разные книги, бумаги и т.д. Осталось 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами “.

В биографии и деятельностиПироцкогоесть много непонятного. И здесь большой долг историков и краеведов. В Киеве, где появился первый в Восточной Европе трамвай, нет даже улицы Пироцкого. Нет памятника или хотя бы мемориальной доски этому выдающемуся ученому и изобретателю.


Фёдор Апполонович Пироцкий (1845-1898) русский инженер и изобретатель трамвая

Фёдор Аполлонович Пироцкий (17 февраля [1 марта] 1845, село Сенча, Лохвицкий уезд, Полтавская губерния – 28 февраля [12 марта] 1898, Алёшки, Днепровский уезд, Таврическая губерния) русский инженер и изобретатель трамвая.


Федор Аполлонович Пироцкий (1845-1898). Источник: ru.wikipedia.org

Личное дело

Родился в семье штабс-лекаря в Лохвицком уезде Полтавской губернии. Его семья происходила из городовых или поместных казаков, поселявшихся при пограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой службы на украинных территориях. Вырос и учился в Санкт-Петербурге, где окончил сперва Константиновский кадетский корпус, а затем Михайловское артиллерийское училище.

В 1866 году Пироцкий был «выпущен подпоручиком с назначением в Киевскую крепостную артиллерию».

Служить был направлен в артиллерийские войска в Киев. Там он подружился с подпоручиком саперного батальона, а в будущем знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который приехал в Киев также из Петербурга после окончания Николаевского инженерного училища. Это знакомство дало новый толчок уже появившемуся до того у Пироцкого интереса к электричеству и электротехнике.

В 1869 году Пироцкого приняли на строевой факультет в Михайловское артиллерийское училище (академию) — одно из старейших военно-учебных заведений России.

В 1871 году после окончания двухгодичного курса Пироцкого назначили ревизором в Артиллерийское управление. Ознакомившись с состоянием производства пушек, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей с тройными стенками, благодаря чему значительно уменьшался расход топлива при плавке металла . Одновременно им была предложена и новая система комнатных печей.

Изучая отчеты артиллерийских полигонов, он обнаружил на плане Белкового поля в Петербурге башню для прожектора, а на расстоянии 83 сажен — простейший генератор тока. Электроэнергия от него передавалась по двум проводам. Однако провода оказались слишком тонкими, а источник – слабосильным. Идея же Пироцкого состояла в передаче «силы падающей воды», вращающей колеса, подобные мельничным и соединенные с генератором. Мощный генератор системы Якоби изобретатель усовершенствовал и начал эксперименты по передаче энергии по достаточно толстому проводу, подвешенному на изоляторах на столбах.

Пироцкий пытался усовершенствовать систему получения, передачи и превращения электричества в механическую работу.

В 1874-1876 годах он проводит ряд опытов по передаче тока по рельсам. Для этой цели использует заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги длиной 3,5 версты. В его конструкции рельсы, изолированные от земли, были подключены к генератору Грамма. Один из рельсов в экспериментах был прямым проводником, а другой – обратным. Опыты закончились успешно — в 1876 летом на части железной дороги, ведущей к пристани от станции Сестрорецк, Пироцкий смог заставить работать двигатель, находившийся более чем в километре от источника электропитания. Его предположение о возможности использовать рельс железных дорог «для передачи работы на всякое расстояние» подтвердилось.

Пироцкий подал заявку «на привилегию» и изложил свои выводы в статье «О передаче работы воды, как двигателя, на всякое расстояние посредством гальванического тока», опубликованной в «Инженерном журнале» № 4 за 1877 год. Изобретатель пришел к выводу, что электроэнергия, передаваемая на расстояние, может заставить вращаться колеса устройства, движущегося по рельсам, например, конки – экипажа на конной тяге.

Дальнейшие исследования Пироцкий продолжил вместе с физиком Владимиром Чиколевым. 12 апреля 1880 года на первой в мире специальной электротехнической выставке в Петербурге он продемонстрировал свои проекты и сделал публичный доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчеты выполнил известный в то время физик профессор Дмитрий Лачинов.

Летом 1880 года Пироцкий переделал один из вагонов городского двухэтажного трамвая на конной тяге, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. 22 августа впервые в мире в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка «был двинут» (как писали в газетах) электричеством двухъярусный вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок. Вагон первого в мире электрического трамвая перевозил 40 пассажиров со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось при напряжении постоянного тока 100В через рельсовые пути, которые были предварительно специально приспособлены для передачи электрической энергии путем изоляции костылей от шпал специальным составом и подкладки под рельсы изолирующих брезентовых прокладок.

На опытном вагоне трамвая был установлен тяговый двигатель мощностью 4 л. с. шунтового возбуждения с 600 об/мин. Токосъем производился через бандажи колес, поэтому последние изолировались от вагонных осей. В трамвае впервые была применена зубчатая передача от тягового двигателя к осям вагона по кинематической схеме Пироцкого, в дальнейшем получившая незаслуженно наименование передачи Спрега.

Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества».

Эксперименты Пироцкого продолжались до конца сентября 1880 года – пока у него не закончились средства для их продолжения.

Сильно поиздержавшись, Пироцкий вернулся на службу артиллерийским офицером. В 1881 году он проложил первый в Санкт-Петербурге подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул городские власти к строительству центральной электростанции.

Он также был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей.

В 1888 году вышел в отставку в звании полковника с пенсией в половинном размере от оклада. Последние годы жил в бедности.

В 1898 году Пироцкий умер в военном пансионате города Алешки.

Чем знаменит

Русский изобретатель в области электротехники, создатель первого в мире трамвая на электрической тяге. Однако изобретение Федора Пироцкого так и не было реализовано в России – из-за отсталости экономики и низкого социально-культурного уровня общества.

Владельцы общества конно-железных дорог не поддержали новшество, так как затратив большие капиталы на приобретение вагонов, сооружение рельсовых путей, не были готовы вложить еще и немалые средства в переоборудование всего хозяйства на электрическую тягу. Дополнительных же выгод для себя они не видели.

Хозяева конки нашли сторонников среди петербургских извозопромышленников, которые утверждали, что «вагон без упряжки будет пугать лошадей, они понесутся по городу, калеча и убивая людей».

В итоге горожане встревожились, «антиэлектрические настроения» проникли в печать. Возможно, не без влияния хозяев конки в газетах «Голос», «Берег», «Новости» и некоторых других появилось невежественное сообщение, искажающее характер работ Пироцкого и результаты его опытов. И хотя изобретатель публично ответил газетам, его изобретение упрятали под сукно.

В итоге первый электрический трамвай был пущен в России лишь спустя 12 лет после блестящих опытов Пироцкого – в 1892 году,

О чем надо знать

В 1876 году Пироцкий опубликовал результаты своих опытов в «Инженерном журнале» и разослал его многим физикам и электротехникам. Его наблюдения и идеи подтолкнули коллег к работам в этом направлении, и не только в России. Представитель немецкой электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», вкладывавшей капиталы и в российскую промышленность, немедленно отправил статью своему руководству в Германию. Фирма «Сименс и Гальске», использовала идею Пироцкого о передаче электроэнергии на расстояние и в 1879 году на Берлинской промышленной выставке пустила по ее территории три маленьких открытых вагончика на электрической тяге, в которых могли ехать восемнадцать пассажиров. Электроэнергия для питания двигателя подводилась по специальному среднему рельсу.

Карл Сименс тщательно изучил экспонаты Пироцкого с первой электротехнической выставки в Петербурге, перечертил схемы и задал изобретателю множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.

В 1882 году на электрической выставке в Вене была также построена трамвайная железная дорога, о ней писали в русских газетах: «На Венской электрической выставке электрическая дорога была устроена совершенно так же, как устраивало ее два года тому назад у нас в Петербурге Второе общество городских железных дорог по предложению Пироцкого».

Прямая речь

О будущем транспорта: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями. Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге.

Должна быть карета с электрическим мотором того же Якоби, а еще лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от мельниц водяных, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко. Вот фонарь, откуда там газ? По трубе со станции, что где-то вдалеке или рядом. А силу воды тоже можно передать по проводам».

Яков Годес о первом испытании трамвая на электрической тяге: «С самого раннего утра у Рождественского коночного парка стояли, переминаясь с ноги на ногу, люди, смотрели по сторонам, ждали. Взоры их были обращены на обычный темно синий вагон конки с империалом — вагон № 114. Ему было суждено стать первым электрическим трамваем.- Внешне ничто не отличало его от других, но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, смонтирована зубчатая передача, которая приводила вагон в движение. Контроллерное управление позволяло регулировать скорость, ехать то вперед, то назад. Энергия в двигатель поступала по рельсам от специально установленного в парке небольшого генератора.

В начале изобретатель несколько раз проехал туда и обратно в пустом вагоне. Толпа с удивлением смотрела, как вагон конки двигался и без лошади, и без паровоза. Он шел с разной скоростью, останавливался и тут же возобновлял свое движение. Не разворачиваясь, он мог пойти в обратную сторону.

Потом Пироцкий пригласил в вагон сорок человек. Первые пассажиры первого трамвая с некоторой опаской и недоверием разместились в вагоне и на империале. Пироцкий включил двигатель, и чудо повторилось. Вагон легко двинулся вперед, набрал скорость, остановился, поехал обратно. Восхищению свидетелей не было предела… Пироцкий торжествовал»

3 факта о Федоре Пироцком

● Роковую роль в жизни Пироцкого сыграла канцелярская ошибка. В училище он был случайно «переименован» в Пероцкого и дальше в служебных документах, в том числе в приказах, проходил как Пероцкий. В 1885 году после пятилетних многократных рассмотрений дела в судах он вступил во владение поместьем умершего дяди в селе Масловка Алешкинского уезда Таврийской губернии. Однако чиновник губернского управления обнаружил, что в послужном списке наследника записана не та фамилия, что указывается в других бумагах, и в 1896 году Пироцкий был выселен из имения.

● Пенсия Пироцкого составляла 285 рублей 50 копеек в год. Этого едва хватало на пропитание и оплату номера в пансионе.

● После смерти Пироцкого выяснилось, что он не скопил средств даже на похороны. «Никаких денег при нем совсем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позднее проданного имущества»,- писала об этом газета «Юг». За все более-менее пригодные вещи покойного изобретателя было выручено всего 65 рублей.

В Петербурге 3 сентября 1880 г. испытан первый в мире электрический трамвай.

С именем Фёдора Пироцкого связано первое предложение об использовании водной энергии для постройки центральных электрических станций, чтобы энергия от них передавалась «на всякое расстояние». Он принимал участие в развитии русской ракетной техники. Ему же принадлежит предложение о применении электричества для движения железнодорожного транспорта.

Первые исследования, послужившие основой развития электротранспорта в России, были проведены экспериментатором в 1876 году в Сестрорецке на участке железной дороги (длиной в 3,5 версты, около трёх с половиной километров), выделенном в его распоряжение. Успехи этих опытов показали, что с помощью электроэнергии, передаваемой к электродвигателю через рельсы, можно приводить вагоны в движение. Результаты своих экспериментов Фёдор Пироцкий описал в нескольких статьях, опубликованных в газетах и научных журналах.

От исследований Фёдор Пироцкий перешел к созданию самого трамвая, и 3 сентября 1880 года в Петербурге – впервые в России, да и во всем мире – состоялся запуск настоящего трамвайного вагона, переделанного из вагона конки с империалом. Несмотря на большую нагрузку – 40 пассажиров – вагон двигался «со скоростью конской рыси» (около 36 км/ч), достаточной скоростью для городского транспорта. Сохранились отчеты, из которых следует, что опыты продолжались 1, 14, 15, 16 сентября.

Вагон, который двигался сам, приводил в изумление зрителей, собравшихся в Рождественском парке. По словам одного из них, «странно, даже жутко становится смотреть на вагон, который движется без лошади и который по одному только желанию управляющего им кучера может внезапно останавливаться и двигаться в обратном направлении».

Опыты по перевозке пассажиров прошли без сбоев. Таким образом, большой вагон конки, превращенный Фёдором Пироцким в электрический трамвай, вполне разрешил проблему внутригородского транспорта. Сам демонстрируемый вагон был во всех своих деталях близок к современному трамваю. Мотор, подвешенный снизу, передача вращения с помощью шестерен и целый ряд других приспособлений, часть которых была сделана самим Фёдором Пироцким, а часть совместно с другим выдающимся электротехником – Владимиром Чиколевым.

Экономическая целесообразность применения изобретения Фёдора Пироцкого была несомненна. Это подтвердил не только эксперт, которого признавали все деловые круги – например, Вернер фон Сименс, но и более строгий эксперт – время. Спустя год немецкий инженер запроектировал и ввел в эксплуатацию электрическую железную дорогу между Берлином и Лихтерфельдом. Но в отличие от Фёдора Пироцкого уменьшил размер трамвайного вагона, а также применил ременную передачу вместо шестерен, что приводило к частым поломкам трамвая.

Ряд других внутригородских дорог – например, в Вене в 1883 году, в Англии в 1884 году и в ряде других городов – был построен на основе проекта российского изобретателя. Да и само устройство трамвая сохраняло те же конструктивные особенности, предложенные Фёдором Пироцким. До того времени, как появилось питание вагона от контактной сети.

Несмотря на распространение трамвайного транспорта в мире, в России с его введением не спешили. Во многих городах сохранялись конно-железные дороги. Единственным крупным городом, в котором не было своей конной железной дороги, оставался Киев. Город расположен на крутых холмах, поэтому применить лошадиную тягу во многих местах было невозможно. Когда изобретение Фёдора Пироцкого получило всеобщее признание, Киев обзавелся первым в России трамваем. Пущенный в мае 1892 года, он стал первым регулярно действующим трамваем в России.

В Петербурге эксплуатация трамвая началась только в 1907 году. Пуску трамвая предшествовали суды и выкуп городом прав у владельцев конно-железных дорог.

В Санкт-Петербурге Пироцкий проживал на Шпалерной улице, недалеко от места своей службы в Главном Артиллерийском Управлении. У него было много разного рода усовершенствований и по военной части, однако полностью список его разработок неизвестен. В книге Бориса Ржонсницкого «Федор Аполлонович Пироцкий» опубликован уникальный документ – «Схема электропередачи». На ней рукою самого изобретателя дана аннотация: «Проектировал Артиллерии Штабс-капитан Пироцкий. 23 июня 1874 года».

В наши дни об эксперименте Федора Пироцкого напоминает копия вагона конки из Музея городского электрического транспорта. Свой №114 он получил неслучайно: конка именно с таким номером стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным петербургским инженером.

Читайте также:  Павел Николаевич Яблочков: биография и изобретения
Добавить комментарий