Борис Семёнович Якоби: биография, изобретения, интересные факты

Якоби Борис – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ЯКОБИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801-1874), российский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Брат Карла Якоби. Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50). Исследовал электромагниты (совместно с Э. Х. Ленцем). Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии.

Якоби Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби, von Jacobi) (21 сентября 1801, Потсдам – 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; член-корр. 1838).

Учеба, первая работа

Якоби родился в Германии, в Потсдаме. Учился в Берлинском и Геттингенском университетах. Окончив в 1823 Геттингенский университет “по физико-математическому разряду”, он вынужден был до 1833 работать архитектором в строительном департаменте Пруссии. В 1834 решился переехать в Кенигсберг, где в университете преподавал его брат.

В Кенигсберге Якоби с головой ушел в проблемы физики, в первую очередь электромагнетизма. В свободное от работы время он уже в 1834 сконструировал (и описал) свой первый электродвигатель. В электродвигателе Якоби, первом в мире с непосредственным вращением рабочего вала, были электромагниты на подвижной и неподвижной частях двигателя и вращающийся коммутатор принципиально новой конструкции. Якоби первым обосновал преимущества вращательного и непригодность возвратно-поступательного движения для электродвигателя. Источником питания электродвигателя (15 Вт) служила батарея гальванических элементов.

Эмиграция в Россию

Научные труды Якоби привлекли внимание В. Я. Струве, П. Л. Шиллинга, Ю. М. Бэра, и по их рекомендации он был в 1835 приглашен на должность профессора в Дерптский университет. “Первенствующая роль иноземцев”, по словам В. И. Вернадского, в российской науке была простейшим способом укоренения науки на русской почве в период петровских и екатерининских реформ. Якоби же, эмигрировавшего из лоскутной тогда Германии, влекли мечты о “физическом” вечном двигателе, которые на родине, в канцелярско-чиновнической атмосфере, были совсем неуместны.

Вызов в Петербург

Благодаря ориентации русского правительства на использование электромагнетизма в военных целях Якоби получил в России достаточно широкие возможности для проведения исследований, связанных с применением электричества. В 1837 он был вызван в Петербург для постановки опытов по приведению в движение судов с помощью изобретенного им двигателя. С этого времени он почти безвыездно жил в России. Принял русское подданство и считал Россию “вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина”.

Плодотворная деятельность в России

В период 1837-55 Якоби выполнил свои важнейшие работы по электрическим машинам, электрической телеграфии, минной электротехнике, электрохимии и электрическим измерениям. Якоби считается одним из основоположников гальванотехники (он впервые доложил об этом на заседании Петербургской АН в 1838, опубликовал полное описание процессов в 1840).

Он много занимался работами в области телеграфии. Ему принадлежат конструкции более 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий (1850). Он руководил прокладкой первой в России телеграфной кабельной линии между Петербургом и Царским Селом (1841-43). Для русской армии он разрабатывал самовоспламеняющиеся мины (гальваноударные), мины с запалом от индукционного аппарата.

В 1850 он опубликовал статью “О теории электромагнитных машин” – это первая попытка научного анализа работы электродвигателя. Совместно с Э. Ленцем предложил методику расчета электромагнитов (1838-44). Его открытия и изобретения принесли ему материальное благополучие и славу. Имя его стало известно всей Европе. Он совершил зарубежную поездку, побывал в Глазго на съезде Британской ассоциации, где выступил с докладом. В особой папке у Якоби до конца жизни хранились ответы на его письма знаменитых ученых – А. Гумбольдта, Х. Эрстеда, М. Фарадея.

Работая с 1837 в “Комиссии для приложения электромагнетизма к движению судов по способу профессора Якоби”, он создал еще несколько конструкций электродвигателя. Один такой электродвигатель был установлен на ботике-электроходе, совершившем в 1838 первое плавание по Неве.

Успех в теоретическом плане

Эти опыты, для которых он и был приглашен в Петербург, дали результаты, положительные в смысле фундаментальной науки, но показали экономическую нецелесообразность использования на транспорте электродвигателей с несовершенными электрохимическими генераторами тока, существовавшими в то время.

Якоби высказывал твердое убеждение, что без уяснения принципов, на которых основано действие электрических машин, опыты не дадут должного результата. “Главное же внимание комиссии было направлено на практическую сторону открытия”. Комиссия постановила “прекратить временно действия”.

Якоби со студенческих лет без уважения смотрел на тех, кто мечтает о невозможном – о “механическом” вечном двигателе из рычагов, колес, пружин и т. д. Его надежда была на гальванизм; “физический” вечный двигатель “нуждался бы лишь в движущей силе, которая могла бы подобно магнетизму Фарадея возбуждаться простым движением, поэтому не нуждался бы в питании”. Только Э. Ленцу впавший в “меланхолию” Якоби признался в том, что в тупик в работе с электроходом его завели юношеские надежды на “физический” вечный двигатель, уверенность в том, что расходы по эксплуатации электромагнитных машин могут быть ничтожно малы.

Другие важные работы

В 1860-х годах в связи с новой тематикой даваемых ему правительственных поручений Якоби был вынужден сократить свои работы в области электротехники. В 1859 его привлекли к изучению способов обработки платины. В 1864 он участвовал в комиссии министерства финансов по разработке способов определения крепости алкогольных напитков. В последние 10-15 лет жизни много занимался вопросами метрологии. Он предложил ряд оригинальных конструкций реостатов, совеместно с Ленцем разработал баллистический метод электроизмерений. Благодаря во многом заслугам и энергии Якоби произошло в России становление метрической системы, были разработаны эталоны и др. В 1872, будучи тяжело больным, вынужден был почти полностью прекратить научную деятельность. Умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

Сознание своей полезности

Не каждому изобретателю на Руси выпадает судьба совершить полезное для своего отечества. Якоби же незадолго до смерти писал: “Нижеподписавшийся гордится этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России. “.

Якоби, Борис Семёнович

21 сентября 1801 – 11 марта 1874

немецкий и русский физик-изобретатель

Мориц Герман Якоби (на русский лад Борис Семёнович Якоби; нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам — 27 февраля (11 марта) 1874, Санкт-Петербург) — немецкий и русский физик-изобретатель. Прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы.

Старший брат математика Карла Якоби, отец изобретателя Владимира Якоби и сенатора Николая Якоби.

Биография

Мориц Герман Якоби родился в состоятельной еврейской семье. Отец будущего физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III; мать, Рахель Леман, была домохозяйкой. Свою учёбу он начинает в Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

Изобретение электродвигателя

В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению — первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря. Якоби отозвался об одном из них:

такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с какой-нибудь экономической выгодой.

Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя с возможностью его практического применения. В 1834 году Якоби строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные — на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством. Двигатель поднимал груз массой 10—12 фунтов (примерно 4—5 кг) на высоту 1 фут (примерно 30 см) в секунду. Мощность двигателя была около 15 Вт, частота вращения ротора 80—120 оборотов в минуту. В этом же году Якоби направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук. Изобретение рассматривается на заседании Академии и практически сразу работа публикуется. Таким образом, о построенном в мае 1834 года в Кёнигсберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года.

Читайте также:  Томас Алва Эдисон: биография, изобретения, фото

Русский период

Работы Якоби были высоко оценены В. Я. Струве и П. Л. Шиллингом, и по их рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин», вызвавший большой интерес в академических кругах.

В 1837 году по рекомендации нескольких членов Петербургской академии наук, Якоби составляет докладную записку с предложением о практическом применении своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива» и подаёт её Министру народного просвещения и президенту Академии графу С. С. Уварову. Предложение Якоби было доведено до сведения Николая I, который даёт распоряжение о создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». Комиссию поручено возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, в состав входят академики Э. Х. Ленц, П. Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ выделяется баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей. Якоби навсегда переезжает в Россию, поселяется в Петербурге на Николаевской набережной, 1, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной:

Якоби Борис Семенович

Якоби Борис Семенович, известный поначалу как немецкий, а потом и российский ученый в области физики, талантливый электротехник и изобретатель.

Истоки жизненного пути

Дитя, урожденное Морицем Германом фон Якоби, появилось на свет сентябрьским днем 1801 года, в берлинском пригороде Потсдаме. Семья будущего академика не бедствовала.

Мать ребенка Рахель Леман была домохозяйкой, высокий достаток семье обеспечивал отец семейства Симон Якоби, персональный банкир Фридриха-Вильгельма III, кайзера Пруссии.

Это позволило талантливому отпрыску начать учебу в Берлинском университете. Позднее он перевелся в университет Гёттингена, который закончил по физико-математическому курсу. Правда, поначалу трудиться пришлось в прусском строительном департаменте архитектором.

Однако невольного зодчего больше тянуло к физике. Поэтому он отличился в деле улучшения характеристик водяных двигателей, а дальше — больше, следуя моде той поры и, вовсе прельстился электричеством.

Первое изобретение

Увлечение физикой и тяга к изобретательству позвали молодого архитектора в дорогу. Сперва, Мориц Якоби нашел приют у младшего брата, преподававшего в университете Кенигсберга. Здесь у него, наконец, появилась возможность окунуться с головой в проблемы физической науки.

Особенно пытливого физика интересовал электромагнетизм. Свободные часы он посвящал работе над электродвигателем. В отличие уже имевшихся подобных изобретений должен был крутить рабочий вал постоянно и непосредственно. А этот крутящий момент легко превратить в иные полезные виды циркуляции.

В одном из номеров парижского академического журнала за 1834 год была опубликована небольшая заметка о сконструированном новом электродвигателе. В него были встроены электромагниты на движущуюся, и на статичную части. Впервые был использован коммутатор уникальной конструкции. Источником электрического питания для электромотора были гальванические батареи.

Переезд в Россию

Несколько видных российских ученых, обратили внимание на разработки Якоби и содействовали приглашению перспективного ученого в университет Дерпта. Россия привлекала иностранных ученых широкими возможностями и щедрым финансированием. Якоби надеялся здесь воплотить в жизнь свою мечту о вечном двигателе, что по факту было невозможно в практичной Пруссии.

В 1837 году профессор Якоби получил приглашение из Петербурга. Там озаботились поисками двигателей для кораблей. Одним из вариантов рассматривался электродвигатель Якоби. После проведения опытов, его работу оценили по достоинству. Ученый получил в разработку ряд проектов, связанных с электромагнетизмом.

Русское правительство предполагало использовать их для военных нужд. Такой прием пришелся по душе ученому и Мориц Якоби, перевоплотился в подданного Российской империи с именем Борис Семенович Якоби. С той поры Россия стала для немецкого еврея второй Родиной, к которой он питал искреннюю приязнь, как подданный и преданный гражданин. Кроме того Борис Якоби навсегда связал себя с новым Отечеством тесными семейными узами.

Плоды деятельности в новом Отечестве

Многообразие научных изысканий и технического творчества Бориса Якоби привело к:

  • открытию гальванопластики, методу наложения тончайшего металлического слоя на нужную плоскость при использовании электричества, положив начало развитию электрохимии;
  • изобретению целого ряда измерителей электрического сопротивления под названием «вольтагометры»;
  • значительным конструктивным подвижкам в телеграфии, Якоби изобрел буквопечатающий телеграф синхронного действия;
  • проводке кабельных линий в Петербурге, протянутых позднее до Царского села;
  • разработке гальванических батарей; созданию нового типа противокорабельных, гальваноударных мин;
  • формированию в саперных подразделениях российской армии гальванических отрядов.

В отличие от менее удачливых «пророков» своего Отечества, Борис Якоби получил славы сполна. Премии, ордена, медали с Всемирных выставок не обходили стороной нашего героя. За десять лет до кончины он получил статус потомственного дворянина Российской империи.

В Академии наук Петербурга курировал физический кабинет и состоял в министерстве финансов членом мануфактурного совета. Сердечный приступ прервал славный жизненный путь Бориса Семеновича Якоби в 1874 году. Его прах покоится на лютеранском погосте Васильевского острова.

Биография Борис Семёнович Якоби: Биография Борис Семёнович Якоби

Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801-1874) – известный немецкий и российский физик иэлектротехник, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. Ученый впервые применил возможности электродвигателя на практике, приведя в движение лодку с пассажирами. Семён Борисович внес огромный вклад в развитие электротехники, сконструировав несколько вариантов гальванометра, регулятор сопротивления, вольтметр и другие приборы.

Молодые годы

Мориц Герман Якоби появился на свет 21 сентября 1801 года в Потсдаме в состоятельной еврейской семье — отец будущего изобретателя Симон Якоби работал личным банкиром прусского императора Фридриха Вильгельма III. Благодаря высокому достатку мальчик получил хорошее образование и смог поступить в Берлинский университет. Однако проучился он там недолго и вскоре перевелся в Геттингенский университет, в котором получил профессию архитектора.

Первое время Якоби работает архитектором в строительном департаменте, но его настоящей страстью оставалась физика. В 1834 году он переезжает в Кенигсберг, где в местном университете преподавал родной брат, известный математик Карл Якоби. Здесь он с увлечением предался изучению явлений электромагнетизма и приступил к работе над созданием электродвигателя. Результаты своих экспериментов ученый активно публиковал, чем привлек внимание российских научных светил Павла Львовича Шиллинга, Василия Яковлевича Струве и других. В 1835 году Борис Семёнович получил приглашение занять профессорскую должность в университете Дерпта и с радостью принял его. В его родной раздробленной Германии не было условий для реализации научных мечтаний о вечном двигателе и других изобретениях.

Опыты с электричеством

Царское правительство Николая I, которого по праву называли царем-инженером возлагало большие надежды на использование электричества для военного дела. В 1837 году Бориса Семеновича вызвали в столицу для организации серии опытов по оснащению морских судов электродвигателемя. Это стало поводом к окончательному переезду в Россию и получению русского подданства. В 1838 году один из экспериментальных кораблей – небольшой ботик, оснащенный электрическим двигателем, успешно проплыл по Неве, а мины Якоби с электрическими запалами применялись во время Крымской войны. Среди них были самовоспламеняющиеся (гальваноударные) мины, а также оружие с запалом от индукционного устройства. Якоби принадлежит идея создания специальных гальванических подразделений в саперных частях.

Работа над электродвигателем

Свой первый электродвигатель, оснащенный неподвижной и вращающейся частями, Борис Семенович создал в 1834 году. Тогда ему удалось описать принцип беспрерывного вращательного движения. Мотор был выполнен из коммутатора и двух дисков, на которых располагались 16 железных стержней. За один оборот дисков коммутатор изменял полярность до восьми раз. Благодаря силе инерции вал основного двигателя совершал вращения. Питание магнитов установки обеспечивала гальваническая батарея. В течение секунды двигатель поднимал груз до 6 кг на высоту около 30 см, что соответствовало 15 Вт.

Читайте также:  Пироцкий Фёдор Апполонович - биография изобретателя электрического трамвая

Однако в практическом плане устройство было не применимо по причине невысокой мощности и Якоби стал целенаправленно разрабатывать двигатель для использования на транспорте и в производстве. В результате ему удалось создать конструкцию, в устройстве которой сочетались сразу 40 моторов, что позволило существенно увеличить производительность двигателя.

Испытания магнитоэлектрического двигателя прошли осенью 1838 года в Санкт-Петербурге. Мотор был установлен на пассажирской лодке с 12 людьми на борту. Транспортное средство двигалось в противоположных направлениях – как по течению реки, так и против. Его скорость была невелика – всего 2 км/ч. И хотя за семь часов испытаний лодка сумела преодолеть всего около 7 км, но по меркам того времени результат можно назвать выдающимся.

Практически сразу изобретатель приступил к созданию более совершенного устройства и через год прошли новые испытания. На этот раз лодка перевозила 14 человек, но на ней был установлен более мощный двигатель, способный обеспечить движение со скоростью 4 км/ч. Известие об успешном эксперименте моментально облетело весь свет – такого мощного, а главное надежного электродвигателя мир еще не знал. Однако в крупнотоннажном флоте найти ему применение так и не удалось по причине отсутствия полноценного источника питания.

Якоби делал попытки установить свое детище на тележку и таким образом хотел создать электровоз, но довести до конца свою идею не смог. Несмотря на это ученый внес значительный вклад в мировую электротехнику, реализовав три главные идеи получившие свое развитие в будущем:

  • коммутатор с трущимися частями;
  • вращательное движение якоря в электромоторе;
  • магниты в статичной и динамичной частях электродвигателя.

Создание телеграфа

В 30-е годы XIX века ученый мир активно занимался созданием электромагнитного телеграфа. Одним из первых преуспел в этом деле П. Шеллинг, заинтересовавшийся явлением магнитного поля вокруг проводника, по которому движется электрический ток. Впервые его описал датский физик Ганс Христиан Эрстед, но именно Шеллинг сумел перевести это открытие в прикладную плоскость. В 1833 году он сконструировал проводной телеграф, возможности которого демонстрировались в его пятикомнатной квартире на Мойке. Впоследствии ученому поручили провести телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом, для чего Шеллинг впервые в мире создал изолированный кабель на каучуковой основе. Но из-за скорой смерти завершить начатый проект ему не удалось и продолжателем дела ученого стал Якоби.

В 1839 году он проложил подземный телеграф, в конструкции которого были использованы созданные автором приемное и отправочное электромагнитные устройства. Сам аппарат функционировал от манипулятора. Часовой механизм и карандаш, соединенный с якорем электромагнита, перемещали фарфоровую доску и создавали особые зигзагообразные символы. Эта линия соединяла личный кабинет Николая I в Александровском дворце и главное управление путей сообщения.

Позднее телеграф Якоби свяжет Зимний дворец с Главным штабом, а в 1842 году ГУПС (Главное управление путей сообщения) и Публичные здания. В этот период изобретатель выдвинул идею стрелочного телеграфа, который связывал несколько кабинетов императора в Зимнем дворце и дом Юсуповых на Фонтанке. Особенность этой конструкции заключалась в приемной станции, вращающиеся стрелки которой обозначали букву на циферблате, которая транслировалась со стороны передающего устройства.

Электромагнитный телеграф

Новым этапом развития телеграфного дела стала разработка магистрального железнодорожного телеграфа. К работам по его созданию Бориса Семёновича подключил глава северной дирекции строительства Николаевской ж/д П. Мельников. В 1845 году Якоби начал укладку кабеля на опытном участке строящейся магистрали, но сильные морозы внесли коррективы в ход работ. Это побудило ученого предложить новый проект, который был реализован между пассажирским зданием столицы и Обводным каналом. В 1847 году он проложил еще одну линию между Александровским заводом и Московским вокзалом, но из-за возникших разногласий с главой МПС Петром Алексеевичем Клейнмихелем дальнейшие работы были свернуты.

Причиной недопонимания между ученым и чиновником стали эксперименты по разработке более надежной изоляции, в которых Якоби задействовал как традиционные материалы — глину, смолу, шелковые нитки, так и совершенно новые для тех времен, например, гуттаперчу. Однако отсутствие необходимого оборудования вынудило Бориса Семёновича остановить работы и заняться вопросом прокладки воздушных линий. Эта технология выглядела более перспективной и в Старом Свете стали постепенно отказываться от подземных коммуникаций. Клейнмихель отклонил предложение ученого по причине ненадежности подобных конструкций, что привело к разрыву сотрудничества с железнодорожным ведомством.

Тем не менее в 1850 году Якоби удалось изобрести первый на планете буквопечатающий телеграф. Идея российского ученого легла в основу последующих электромагнитных телеграфных аппаратов. В 1854 году он создал свое последнее телеграфное устройство для связи на больших кораблях между капитаном и матросами машинного отделения.

Изобретение гальванопластики

Гальванопластика считается одним из направлений прикладной электрохимии. Её суть заключается в получении металлических копий предметов электролитическим способом. Если подобным путем наносить металлические покрытия на различные поверхности, то это называется гальваностегия.

Истоки гальванотехники, ранее активно использовавшейся в полиграфии, заложил Борис Якоби, проводя серию экспериментов с гальваническими элементами ещё во время пребывания в Дерпте. В дальнейшем опыты были продолжены в Санкт-Петербурге. В 1837 году во время одного из экспериментов ему удалось изготовить гальванопластическим способом монету номиналом в 2 копейки, от которой ученый вскоре избавился из-за боязни быть обвиненным в фальшивомонетничестве.

Официально открытие гальванопластики произошло позднее, когда в октябре 1838 года на заседании Петербургской Академии наук было оглашено письмо Якоби, где он подробно описал процесс своего открытия. В дальнейшем он продолжил совершенствовать свое детище, пытаясь адаптировать его под практические нужды полиграфии. В частности, Борис Семёнович занимался копированием политипажей (типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях), использовавшихся для репродуцирования орнаментальных узоров.

Позже Якоби открыл способ наращивания металлического слоя на диэлектрические слепки различных предметов с сохранением аутентичных гравюр и политипажей, ранее попросту уничтожавшихся. Это привело к появлению нового направления гальваностегии.

В 1840 году Якоби подает прошение в Мануфактурный совет, занимавшийся вопросами защиты изобретений, о выдаче ему привилегии на гальванопластику сроком на 10 лет. Совет утвердил его просьбу, а Министр Финансов Канкрин распорядился выдать ученому 25 тысяч рублей серебром для широкой публикации собственной технологии. Борис Семёнович выполнил указание и напечатал практическое руководство с подробным изложением метода гальванопластики.

Открытие Якоби практически сразу нашло применение в жизни. Приоритет здесь был, конечно, за полиграфией. Одним из первых продуктов гальванопластики стал комплект типографского шрифта, а также копия даггеротипа «Берега Невы».

Благодаря высочайшей оценке сделанных открытий карьера Якоби стала стремительно развиваться. В 1839 году он получает звание адъютанта Имперской академии наук. В 1842 году он утверждается сначала экстраординарным, а спустя пять лет ординарным советником. Его заслуги как ученого высоко ценили и за рубежом – Бориса Семёновича избрали корреспондентом роттердамского общества наук, а также иностранным членом Королевской Бельгийской Академии наук, Королевской Туринской академии и многих других. В 1867 году ученый удостоился большой золотой медали Парижской выставки, а император Александр II вскоре пожаловал ему потомственное дворянство.

Другие интересы

После кончины Николая I интересы правительства изменились и Якоби сокращает свои работы в сфере электротехники. В этот период ученый занимается вопросами обработки платины, а в 1864 году Семёна Борисовича привлекли к выработке методов определения содержания спирта в алкогольных напитках. Якоби уделяет большое внимание метрологии, сделав ряд интересных предположений. Вместе с Эмилием Христиановичем Ленцем он предложил баллистический способ электроизмерений. Занимаясь разработкой эталонных мер и отбором единиц измерения, ученый оказал огромное влияние на становление метрической системы в Российской империи.

Якоби изобрел несколько вариантов реостатов – прототипов пишущих машинок для набора текста. В 1840 году он представил Петербургской академии наук одну из своих моделей – агометр Якоби, на который ориентировались будущие создатели реостатов Чарльз Уитстон и Иоганн Поггендорф.

Личная жизнь

Якоби был многодетным отцом. Его супруга Анна родила ему семерых детей, пятеро из которых скончались в раннем детстве. Только двое сыновей Владимир и Николай пережили совершеннолетие, первый из них пошел по стопам отца и также стал изобретателем.

Читайте также:  Славянов Николай Гаврилович: биография, изобретения, стакан Славянова

Борис Семёнович умер от сердечного приступа 27 февраля 1874 года. Ученый похоронен на протестантском Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Борис Семёнович Якоби: биография, изобретения, интересные факты

ИЗОБРЕТЕНИЕ
объект промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью

БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ (1801—1874)

Русский физик и электротехник, изобретатель электродвигателя, создатель гальванотехники

«Я здесь чувствую себя очень хорошо, — писал Борис Якоби своему брату из Петербурга. — Но предостерегаю вас одновременно: остерегайтесь, как бы русские также и в научном отношении не превзошли вас, и ни в коем случае не думайте, что вы можете почивать на ваших немецких лаврах и что они не будут у вас отняты. Здесь имеет место разносторонняя деятельность». Родившийся в Германии и принявший в 1837 году русское подданство, Борис Семёнович считал Россию своим вторым отечеством, был связан с ней не только тесными семейными узами, но и гражданскими чувствами. Выдающийся физик и электротехник, член Петербургской академии наук Якоби искренне любил Россию и всегда подчеркивал, что его изобретения принадлежат именно этой стране. В мировую историю науки он вошел как яркий, оригинально мыслящий ученый, работавший в области электромагнетизма, гальванопластики, как создатель ряда телеграфных аппаратов, каждый из которых был шагом вперед в развитии электротелеграфии.

Борис Семёнович (Мориц Герман) Якоби родился в Потсдаме в 1801 году. В 19 лет поступил в Берлинский университет, но спустя некоторое время перевелся в Геттингенский университет, по окончании которого получил диплом архитектора. Несколько лет Борис Якоби проектировал здания в родном Потсдаме, а после переезда в Кенигсберг всерьез увлекся новой тогда отраслью знаний — теорией и практикой электромагнетизма. Результатом его трудов явилось создание в 1834 году электродвигателя оригинальной конструкции, за работу над которым по рекомендации прусского кайзера Фридриха Вильгельма III Кенигсбергский университет присвоил ученому докторскую степень. Слава молодого изобретателя мгновенно вышла за пределы Германии. Ведущие учебные заведения мира приглашали его на свои кафедры. Выбор Бориса Семёновича пал на Петербургский университет. В его стенах в 1839 году Якоби вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем построил два новых электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и, вращая ее гребные колеса, легко поднимал судно с экипажем на борту против течения Невы. Другой электродвигатель Якоби — Ленца мог катить по рельсам человека в тележке и явился прообразом современного трамвая, троллейбуса, электропоезда.

Грандиозный успех пришел к ученому в 37 лет. Именно тогда он изобрел гальванопластику, с помощью которой позднее были украшены интерьеры Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца, произведены медные копии с форм для печатания денег, а также географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.

Особенностью первого пишущего аппарата, сконструированного ученым, было то, что вместо мультипликатора в нем использовался электромагнит, приводивший при помощи системы рычагов в действие карандаш. Запись сигналов производилась на фарфоровой доске, которая двигалась на каретке под действием часового механизма. При помощи этого аппарата успешно обменивались информацией обитатели Зимнего дворца, Главного штаба и Царского села. И, тем не менее, Борис Семёнович не был доволен своим изобретением. Работа по его усовершенствованию продлилась несколько лет. В созданном буквопечатающем телеграфном аппарате ярко проявились необычайный самобытный талант Якоби и его поразительная требовательность к себе. В основу нового устройства был положен принцип синфазности и синхронности, который впоследствии широко использовали другие изобретатели телеграфных аппаратов — Девид Юз, Эрнст Вернер фон Сименс и Жан Бодо. Этот принцип сохранил свое значение и для современных буквопечатающих приборов.

Многие годы ученый посвятил проектированию отечественного электротехнического оборудования, построил ряд незаменимых приборов, среди которых вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления.

Создание подземных и подводных кабелей, разработка технологии их производства, подбор электроизоляционных материалов также прославили имя изобретателя.

«Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам, — говорил Борис Семёнович Якоби. — Я ставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой».

Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.

Альманах “Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II”, 2004, АСМО-пресс.

Краткая биография Б.Якоби

Ответ

Биография Якоби Борис Семенович

Академик И. А. Н. по практ. механ. и технол., известен открытием гальванопластики в 1838 г.; р. 9-21 сент. 1801,

Борис Семенович – русский физик и электротехник, член Петербургской АН (1847). Р. в Потсдаме.

Учился в Геттингенском ун-те. В 1834 переехал в Кенигсберг, в 1835 – профессор Дерптского ун-та, с 1837 жил в Петербурге.

Работы в области электромагнетизма и его практического применения.

Изобрел в 1834 электродвигатель с вращающимся рабочим валом, открыл явление возникновения обратной э. д. с., построил лодку с электродвигателем, имевшим мощность 1 л. с. В 1838 изобрел гальванопластику и много сделал для внедрения ее в печатное и монетное дело, для изготовления художественных изделий.

Сконструировал ряд телеграфных аппаратов, один из первых построил подземные (кабельные) телеграфные линии, в частности линию Петербург – Царское Село длиной около 25 км. Много сделал для создания отечественного электротехнического оборудования, построил ряд электротехнических приборов – вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления и т. п. Работы Якоби сыграли важную роль в организации электротехнического образования в России.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

Борис Семёнович Якоби — физик и изобретатель

Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801-1874) – известный немецкий и российский физик иэлектротехник, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. Ученый впервые применил возможности электродвигателя на практике, приведя в движение лодку с пассажирами. Семён Борисович внес огромный вклад в развитие электротехники, сконструировав несколько вариантов гальванометра, регулятор сопротивления, вольтметр и другие приборы.

Мориц Герман Якоби появился на свет 21 сентября 1801 года в Потсдаме в состоятельной еврейской семье — отец будущего изобретателя Симон Якоби работал личным банкиром прусского императора Фридриха Вильгельма III. Благодаря высокому достатку мальчик получил хорошее образование и смог поступить в Берлинский университет. Однако проучился он там недолго и вскоре перевелся в Геттингенский университет, в котором получил профессию архитектора.

Первое время Якоби работает архитектором в строительном департаменте, но его настоящей страстью оставалась физика. В 1834 году он переезжает в Кенигсберг, где в местном университете преподавал родной брат, известный математик Карл Якоби. Здесь он с увлечением предался изучению явлений электромагнетизма и приступил к работе над созданием электродвигателя. Результаты своих экспериментов ученый активно публиковал, чем привлек внимание российских научных светил Павла Львовича Шиллинга, Василия Яковлевича Струве и других. В 1835 году Борис Семёнович получил приглашение занять профессорскую должность в университете Дерпта и с радостью принял его. В его родной раздробленной Германии не было условий для реализации научных мечтаний о вечном двигателе и других изобретениях.

Опыты с электричеством

Царское правительство Николая I, которого по праву называли царем-инженером возлагало большие надежды на использование электричества для военного дела. В 1837 году Бориса Семеновича вызвали в столицу для организации серии опытов по оснащению морских судов электродвигателемя. Это стало поводом к окончательному переезду в Россию и получению русского подданства. В 1838 году один из экспериментальных кораблей – небольшой ботик, оснащенный электрическим двигателем, успешно проплыл по Неве, а мины Якоби с электрическими запалами применялись во время Крымской войны. Среди них были самовоспламеняющиеся (гальваноударные) мины, а также оружие с запалом от индукционного устройства. Якоби принадлежит идея создания специальных гальванических подразделений в саперных частях.

Добавить комментарий