Бенардос Николай Николаевич: биография, изобретения, интересные факты

Русский электрогефест

И зобретатель электрической дуговой сварки Николай Николаевич Бенардос родился 26 июля (8 августа) 1842 года в деревне Бенардосовке в семье, в которой основной профессией была военная служба. Дед Николая Николаевича — один из героев Отечественной войны 1812 года генерал Пантелеймон Бенардос, по происхождению грек, мальчиком попавший в Россию; отец — полковник Николай Пантелеймонович Бенардос. Детство Николай Николаевич провел в родительском имении Новоукраинка Херсонской губернии. Образование он получил домашнее. В 1862 году Николай Бенардос поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1866-м оставил университет и в том же году поступил в Петровскую земледельческую академию в Москве. В 1867 году он уехал в Париж, где летом проходила Всемирная выставка. Там он познакомился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым.

Возможно, не без влияния Яблочкова в Бенардосе проснулась страсть к изобретательству. Он бросает учебу в земледельческой академии, женится и принимается за постройку усадьбы в Костромской губернии, где решает вплотную заниматься любимым делом — мастерить что-нибудь руками и изобретать. Бенардос лично участвует в строительстве дома, делает стильную мебель, резные наличники на окнах… В созданных Николаем Николаевичем мастерских под его руководством создаются бороны и скоропашки для большого усадебного хозяйства. В первые годы, начиная с 1865-го, среди изобретений Бенардоса преобладали сельскохозяйственные и транспортные средства: усовершенствованные плуги, сеялки, жатвенная машина, снаряд для перевозки дров, пароходные колеса, металлические шпалы и многое другое. В 1873 году он начинает строить модель своего любимого, давно задуманного детища — парохода на катках, переходящего мели и обходящего разные препятствия по рельсовому пути. В 1877 году Николай Бенардос наконец осуществил свою мечту. Подплывая к отлогому берегу, пароход-вездеход начинал двигаться и посуху, на катках-колесах. А капитаном на этом пароходе был сам Николай Николаевич. Испытания парохода завершились успешно, но ни один промышленник им не заинтересовался.

В середине 1870-х Бенардос познакомился с инженером и изобретателем Андреем Ивановичем Бюксенмейстером, в 1878 году основавшим неподалеку от Кинешмы завод по производству аккумуляторов, угольных изделий и электродуговых ламп (ныне завод «Электроконтакт»). Дружба с Бюксенмейстером, безусловно, способствовала изобретательской деятельности Николая Николаевича. Владелец завода снабжал его электрохимическими источниками тока, электроуглями и другими необходимыми материалами. Бенардос получил широкие возможности экспериментировать с электрической дугой, искать направления практического использования электричества. Вместе с Бюксенмейстером он провел ряд экспериментов с аккумуляторными батареями.

Пароход был заброшен, но Бенардос загорелся новой идеей. При постройке парохода ему приходилось соединять крупные металлические детали. Делалось это, естественно, кузнечной сваркой. Но в мастерских Бенардоса не было больших нагревательных печей. И он попробовал греть кромки вольтовой дугой, до того как они пойдут под молот. И иногда, еще до проковки, металл оплавлялся и соединял небольшие участки.

Для того чтобы получить деньги, необходимые для продолжения научных и инженерных изысканий, Николай Бенардос был вынужден продать значительную часть своей земли и заложить усадьбу. В конце концов он оставляет имение на управляющего и уезжает в Санкт-Петербург.

С идеей соединять металлы вольтовой дугой Бенардос приходит к Павлу Николаевичу Яблочкову в его товарищество «Яблочков-изобретатель и Компания». Яблочков, сразу поняв, какие огромные перспективы может принести метод сварки металлов электричеством, тут же принимает Бенардоса на работу. В последующие годы Бенардос много сотрудничал с Яблочковым. Естественно, в ту пору его больше всего увлекала новая область практического применения электричества: он создал подсвечник для свечи Яблочкова с автоматическим переключением тока, дуговую лампу, машину для изолировки кабеля, машину для оплетки проводов, коммутаторы, реостаты, в том числе водяной реостат.

В 1881 году в качестве сотрудника фирмы «Яблочков-изобретатель и Компания» Николай Николаевич отправился в Париж, на Международную электрическую выставку. Для подготовки экспозиции выставки Яблочков определил Бенардоса в экспериментальную лабораторию при журнале Electricien. Содиректором ее оказался старый знакомый Бенардоса по Петербургу российский подданный Николай Иванович Кабат. В этой лаборатории Бенардос стал экспериментировать с осветительной техникой и занялся усовершенствованием аккумуляторов. Как раз тогда, у Кабата, он изобрел новые типы гофрированных аккумуляторов, на которые не взял патента из-за отсутствия денег. По щедрости душевной Бенардос отдал идею Кабату, который и нажил себе на ней 800 тысяч франков. Исследования по соединению металлов с помощью вольтовой дуги, которые Бенардос начал еще в своем поместье и продолжил в Петербурге, в Товариществе Яблочкова, Николай Николаевич практически завершил за границей. Аккумуляторы, вначале созданные для электрического освещения, а затем для электрической сварки, были выдающимся изобретением. Уже в 1882 году Бенардос на практике применил электросварку — «способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», этот способ он назвал «электрогефестом» и впервые продемонстрировал его в мастерской Кабата.

Иностранцы, приходившие в мастерскую Кабата посмотреть на «электрогефест», прочили изобретателю миллионы, ведь с помощью нового метода можно было не только соединять, но и разрезать металлы, проделывать отверстия. От желающих посмотреть, как Бенардос разрезает рельсы, не было отбоя.

Бенардос торопится вернуться в Россию. У него пока нет денег, но он везет с собой свое изобретение, имеющее мировое значение! Финансовое положение Бенардоса — хуже некуда. За неуплату долгов пошла с молотка построенная им усадьба. Еще раньше были проданы доставшиеся ему по наследству от матери леса в Юрьевецком уезде. Николай Николаевич возвращается в Петербург. Его имя уже широко известно не только в России, но и за границей. Предприятие Яблочкова продолжает финансировать его опыты, но Павел Николаевич пока не рекомендует брать патент — способ кажется еще сырым, недостаточно разработанным. И о промышленной сварке говорить рано. Тут Бенардос случайно знакомится с богатым купцом Ольшевским, владельцем доходных домов в Варшаве и Петербурге. Так как денег на уплату патентной пошлины у Бенардоса нет, Ольшевский предлагает свое финансирование, но при условии, что он станет совладельцем патентов. Бенардос соглашается. И во всех патентах, кроме российского, совладельцем изобретения Бенардоса указан Ольшевский.

Патентные заявки на свой способ Бенардос подал в 1885 году и получил патенты на изобретение в России, Франции, Бельгии, Великобритании, Италии, Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Швейцарии, США и Австро-Венгрии. Ольшевский надоумил изобретателя порвать с Товариществом Яблочкова, где от Бенардоса требовали продолжить эксперименты. И в том же 1885-м было основано товарищество «Электрогефест». К тому времени электросварка заинтересовала крупнейших зарубежных ученых, некоторые из них приехали в Петербург знакомиться с выдающимся изобретением.

К сожалению, Бенардос слишком поздно понял, что члены правления «Электрогефеста» уже завладели — где хитростью, а где прямым обманом — всеми его материальными привилегиями. А тут выяснилось, что еще в 1881 году французский патент на способ электросварки получил Огюст де Меритан. Обладателем подобного патента, полученного в Англии еще 1849-м, оказался американец Стэд. И кроме них то здесь, то там возникали новоявленные лжеизобретатели сварки… на бумаге.

Но тем не менее именно способ электрической дуговой сварки Николая Бенардоса впервые в мире был использован в 1887–1888 годах в Рославльских мастерских на Орловско-Витебской железной дороге для исправления паровозных и вагонных колес, рам, решеток и т. д.

В течение пяти лет способ Бенардоса распространился по всей России: кроме Рославльских мастерских он применялся в железнодорожных мастерских Воронежа, Ростова-на-Дону и других городов, на Коломенском заводе в Голутвине, на заводе Гужона в Москве, на Невском машиностроительном заводе, на заводе Лесснера в Петербурге и т. д. За границей — в Англии, во Франции, в Германии, в Австрии и ряде других стран, где способом Бенардоса пользовались и для проведения самых разнообразных ремонтных работ, и для изготовления новых изделий. Бенардос изобрел не только способ сварки угольной дугой, но, по существу, все основные ныне применяющиеся способы дуговой электрической сварки. В его чертежах было реализовано много остроумных приспособлений и устройств, в том числе несколько систем автоматов для сварки угольным электродом, автоматы с металлическим электродом, а также угольные и металлические электроды самых разнообразных форм и сочетаний.

Стремясь увеличить площадь нагрева и создать защитную среду в зоне сварки, Бенардос применил сварку в струе газа. «Работа дугой совместно с газами, — писал он, — служит для увеличения поля нагрева и раскаления поверхностей обрабатываемых металлов». Но этот метод Бенардоса нашел применение лишь спустя почти полвека и был необоснованно назван американцами «способом Александера». В настоящее время сварка в струе различных газов — аргона, азота — применяется во многих отраслях техники. Стремясь автоматизировать процесс, Бенардос впервые разработал несколько систем автоматических устройств для сварки как металлическим, так и угольным электродом. Эти устройства стали прототипами современных сварочных автоматов. Одно из них было приспособлено для сварки продольных швов металлическим электродом.

Но к 1889 году различные дельцы, практически захватившие в свои руки выдающееся русское изобретение, лишили Бенардоса возможности продолжать работу над развитием созданной им дуговой электрической сварки. Однако Бенардос не мог не изобретать! Он разработал способ покрытия железных судов медью; чертежи соответствующего прибора были также представлены им в 1892 году в Петербурге на IV Электрической выставке.

Кроме того, в этот период он создал гребные винты, в том числе поворотный, стальную броню для судов, аккумуляторы с пластинами из губчатого свинца, электрическую шлюпку, плуг, «электроудобритель», в котором впервые был применен электрический ток для обработки почвы, и многое другое. Он написал брошюры о проекте парохода, переходящего мели (1890 год) и проекте снабжения Петербурга дешевым электрическим током для освещения и движения (1892 год).

В первой брошюре приводится описание парохода (построенного и давно заброшенного) с особыми колесами-катками, на которых пароход мог бы, выходя из воды на берег, обходить неудобные для судоходства места по особо проложенным рельсовым путям. Вторая брошюра содержала проект гидроэлектрической станции на Неве у Ивановских порогов и линии электропередачи в Петербург. Но любимым детищем Бенардоса всегда оставалась электрическая сварка, к которой его мысль возвращалась неоднократно. Так, в 1891 году Николай Николаевич разработал «способ ваграночного электропаяния, электроотливки и электронаслоения металлов».

Каждое новое изобретение необходимо было разрабатывать, затем патентовать и многие годы платить пошлину. А изобретений и патентов у Бенардоса было великое множество. На это и ушли все деньги. Николай Николаевич Бенардос с одинаковым азартом работал как над грандиозными проектами, так и над смехотворными мелочами. Он изобретал и консервную банку, и трехколесный велосипед, и винтовую пробку, и цифровые замки для сейфов, и переносные складные балкончики для мытья окон… Он придумал электроудобритель и разработал способ удобрения полей своим «электрокультом» и другими электрокультиваторами. Он изобрел электрическую пушку, которая на больших кораблях и в крепостях могла употребляться при береговой защите. Всего просто невозможно перечесть. Еще в 1890 году Николай Бенардос опубликовал свой «Проект способа починки, перевозки и подъема Царь-колокола». Он предложил отвалившийся от колокола исполинский кусок приварить с помощью «электрогефеста», затем погрузить колокол на специальную платформу и доставить на Воробьевы горы. Гидравлическими домкратами Царь-колокол предполагалось поднять на Царь-колокольню, проект которой он тоже разработал, где на одном этаже был бы храм, а на другом — музей, посвященный чудесному спасению царской семьи во время крушения императорского поезда под Харьковом в октябре 1888 года. В начале 1890-х этот проект широко обсуждался в московской и петербургской прессе, однако так и остался невоплощенным.>

К сожалению, почти ничего из проектов Бенардоса, за исключением «электрогефеста» и еще нескольких изобретений, не нашло практического применения. Возможно, потому, что такие идеи, как гидростанция на Неве недалеко от Петербурга или подвижная платформа для переправы пешеходов через улицу, всем казались слишком фантастическими. Среди изобретений Бенардоса можно найти и быстроходный пароход с воздушным шаром, и тормоз для железных дорог, водяные лыжи с механическим двигателем и жатвенную машину, металлические шпалы и стиралку-выжималку. И большая часть из этих изобретений забыта.

В 1898 году Бенардос переезжает в город Фастов Киевской губернии: жить в Петербурге ему было уже совершенно не по карману. И все-таки на последние деньги в 1899 году он патентует особый способ приготовления губчатого свинца для аккумуляторных пластин, а в 1900-м получает привилегию на способ изготовления борон методом штамповки из листа. В 1899 году Электротехнический институт в Петербурге присвоил ему звание почетного инженера-электрика, поставив его изобретение в один ряд с таким выдающимся изобретением, как радио Александра Попова.

Несмотря на всеобщее признание, Николай Николаевич по-прежнему живет в бедности. После долгих колебаний он решается просить совет Русского технического общества о назначении ему пожизненной пенсии. Через три года, 21 сентября 1905-го, Бенардос скончался. На его смерть не отозвался ни один журнал, Россия тогда переживала первую революцию. Но созданная Бенардосом электросварка, пожалуй, стала лучшим памятником своему изобретателю.

Официальный туристический портал Ивановской области

Бенардос Николай Николаевич

В конце декабря 1867 года, для решения ряда хозяйственных вопросов, Николай Николаевич Бенардос побывал в родовом поместье матери, которое находилось в городке Лух Юрьевецкого уезда Костромской губернии. С тех пор он неоднократно приезжал в этот заштатный городок. В одно из таких посещений Бенардос познакомился с Анной Алексеевной Лебедевой — дочерью хозяина лухского постоялого двора и в 1868 году женился на ней. Николай Николаевич решил осесть в этих краях.

В двенадцати верстах от села, на перешедшем к нему от матери лесном участке, он выстроил помещичью усадьбу «Привольное». При усадьбе были двухэтажный дом, построенный в турецко-японском стиле с фонтаном, пагодами и даже пятисаженной пирамидой,[3] большой фруктовый сад и оранжерея, а также хорошо оборудованные слесарные, механические, деревообделочные мастерские и кузница. Поначалу Бенардос собирался заняться хозяйственной деятельностью по всем предписаниям усвоенной в академии агрономической науки. Однако, имея большую тягу к изобретательству, каждую свободную минуту проводил в механической мастерской. Он сконструировал, а затем соорудил собственными руками несколько оригинальных сельскохозяйственных орудий. Потом поставил изобретательство на поток.

Читайте также:  Дмитрий Александрович Лачинов: биография и изобретения

Практически все свои средства Бенардос пускал либо на техническое обеспечение своих исследований, либо на устройство жизни окрестных крестьян. Он оказывал широкую медицинскую помощь жителям соседних деревень, организовал аптеку и выдавал из неё бесплатно лекарства. Николай Николаевич построил в усадьбе самолично изобретённую механическую прачечную, предтечу стиральной машины, библиотеку и школу, в которой бесплатно обучались крестьянские дети. Это была первая и единственная в тех местах школа. Всё необходимое для учебного процесса он также покупал на свои средства.

Бенардос активно участвовал в общественной деятельности. В 1870—1873 годах он избирался в Юрьевецкое уездное и Костромское губернское земские собрания. Его выступления на земских собраниях содержали конкретные предложения по развитию системы здравоохранения и усилению санитарного контроля. По заявлению Николая Николаевича, в то время члена уездного училищного Совета, IX очередное уездное земское собрание постановило ходатайствовать перед правительством о введении обязательного обучения.

В 1873 году Н. Бенардос вместе с братьями Павлом и Николаем Телепневыми участвовал в наказании розгами земского врача Алферьева, нанёсшего оскорбление некой княжне Берсеньевой. После судебного разбирательства, которое длилось больше года, Костромской окружной суд, за якобы имевшее место оскорбление земского врача, приговорил Бенардоса и братьев Телепневых к лишению прав и ссылке на житье в Сибирь. Позднее эта мера была заменена трёхмесячным арестом на гауптвахте и лишением прав занимать какие-либо государственные или общественные посты. Всё время до решения суда Бенардос провёл в заключении. Его близкий друг Андрей Иванович Бюксенмейстер позднее вспоминал, что судебное дело тянулось долгое время, потребовало много средств и очень сильно подорвало моральное и материальное состояние Бенардоса.

После освобождения из заключения Бенардос взялся за осуществление идеи, возникшей у него ещё в 1873 году — постройку колёсного парохода с поворотными лопастями, способного преодолевать речные перекаты, мели, обходить мельничные плотины и подобные препятствия по суше. Над этим проектом изобретатель работал более трёх лет. Помогали ему местные кузнецы В. Тюгин и Н. Смирнов. Весной 1877 года пароход, названный в честь старшего сына Бенардоса — «Николай», был спущен на воду у Болдыревой пустыни, в 3 км от городка Лух. Для испытания своей модели изобретатель предпринял трёхсоткилометровое путешествие по рекам Луху и Клязьме вплоть до Гороховца. Затем судно было доставлено в Санкт-Петербург. Однако новый вид транспорта остался без внимания чиновников и промышленников. В дальнейшем пароход был продан на слом и разобран на дрова.

В феврале 1877 года Бенардос сконструировал специальный снаряд для перевозки дров и других тяжестей. На это изобретение ему был выдан патент, прислана благодарность из Сельскохозяйственного музея Санкт-Петербурга, но, хотя ряд землевладельцев завёл подобные снаряды в своих хозяйствах, в промышленное производство он внедрён так и не был.

В последующие годы Николай Николаевич всё больше занимается работами в области электротехники. Ещё при постройке парохода Бенардосу часто приходилось соединять крупные металлические детали. Делалось это кузнечной сваркой, однако в мастерских Бенардоса не было больших нагревательных печей. Поэтому изобретатель попробовал греть кромки вольтовой дугой, до их проковки, при этом металл часто оплавлялся и соединял небольшие участки.

В середине 1870-х годов Бенардос познакомился с инженером и изобретателем А. И. Бюксенмейстером, основавшим в 1878 году неподалеку от Кинешмы завод по производству аккумуляторов, угольных изделий и электродуговых ламп (ныне завод «Электроконтакт»). Дружба с Бюксенмейстером безусловно способствовала изобретательской деятельности Николая Николаевича. Владелец завода снабжал его электрохимическими источниками тока, электроуглями и другими необходимыми материалами. Бенардос получил широкую возможность экспериментировать с электрической дугой, работать в области изыскания конкретных направлений практического использования электричества. Вместе с Бюксенмейстером он провёл ряд экспериментов с аккумуляторными батареями.

Для того, чтобы получить деньги, необходимые для продолжения научных и инженерных изысканий, Николай Бенардос был вынужден продать значительную часть своей земли и заложить усадьбу. В конце-концов он оставляет имение на управляющего и уезжает в Санкт-Петербург.

Бенардос, Николай Николаевич: биография

Изобретения

По силе и глубине изобретательского таланта, широте интересов, чрезвычайной настойчивости в работе и трудоспособности Бенардос занимает одно из первых мест среди изобретателей мира. Ему принадлежит около 200 оригинальных изобретений в различных областях техники, сельском хозяйстве, транспорте и т. д. Многие его идеи не потеряли своего значения и сейчас. Среди его изобретений: железные бороны и углубители, скороварки и молотильные машины, паровые ножницы и пневматическая поливалка, пароходные колёса с поворотными лопастями и охотничьи лодки, краны, турбины для гидроэлектростанций и пушка для метания канатов на терпящий бедствие корабль, летательные аппараты и станки для обработки металла и дерева, пневматические и вагонные тормоза и ветряной двигатель, десятки модификаций замков, подъёмников, патронов, пуль (в том числе пуля со смещённым центром) и мин.

Мировую славу Бенардосу принесло изобретение электрической дуговой сварки и резания металлов — одного из самых важных современных технологических процессов. Особенно много внимания он уделял дуговой сварке угольным электродом, которая и названа «Способом Бенардоса». Николая Бенардоса справедливо считают родоначальником дуговой электросварки, поскольку он наметил главные направления её развития, разработал основные принципы многих современных способов дуговой сварки. Кроме того, Бенардос создал много конструкций сварочных автоматов, разработал способы дуговой сварки разными электродами, дугового резания, подводной сварки и резания, сварки на вертикальной поверхности. Он изобрёл оригинальные способы точечной и шовной контактной электросварки.

Список некоторых изобретений Н. Н. Бенардоса

  1. Аккумуляторы
  2. Амперметр
  3. Антропоэлектрометр (1895)
  4. Аптекарская ступка
  5. Бурение твёрдых пород при помощи вольтовой дуги
  6. Велосипед-сани
  7. Велосипед со взрывчатым двигателем
  8. Ветряной двигатель
  9. Висячий замок «Болт»
  10. Водоподъёмный насос без цилиндра и поршня
  11. Воздушный тахометр
  12. Газовая горелка
  13. Гребёнка для животных
  14. Гребной плавниковый пороховой двигатель
  15. Гребной руль
  16. Двигатель-выстрел
  17. Двигатель, основанный на расширении металлов
  18. Двухдействующий тормоз для вагонов конно-железных дорог
  19. Дранестрогальная машина
  20. Жатвенная машина (жатка-косилка)
  21. Железностроительный материал для построек из гофрированного железа
  22. Зубная пломба (серебряная «пуговка»; 1862)
  23. Кавалерийская мина
  24. Керосиновый самовар
  25. Коммутаторы для ламп накаливания
  26. Копательная машина
  27. Коробка для консервов (осень 1900)
  28. Кран для бочек
  29. Кран для умывальника
  30. Крыло для летательной машины
  31. Летательная машина
  32. Машина для оплётки проводов
  33. Машина для изолировки проводников лентой
  34. Машинка для насечки мельничных жерновов (1875)
  35. Машина для натирания туши
  36. Машинка для приготовления мороженого
  37. Металлические шпалы
  38. Металлические ящики для укупорки вин в бутылках
  39. Механическая прачечная («стиралка-выжималка»)
  40. Паровая кастрюля
  41. Пароход-воздушный шар
  42. Пароход, переходящий мели (весна 1877)
  43. Пароходное колесо с поворотными лопастями
  44. Плоский кран
  45. Плуг с вращающимся отвалом (1866)
  46. Подвижные платформы для переправки публики через улицы
  47. Подсвечник для свечей Яблочкова
  48. Пневматическая поливалка
  49. Прибор для охлаждения воздуха в жилом помещении
  50. Прибор для просушки сырых стен в жилых помещениях
  51. Прибор к токарному станку для нарезки винтов
  52. Проект моста через Неву в Санкт-Петербурге
  53. Проект электропривода
  54. Пружинный коммутатор на 12 направлений
  55. Ружейные патроны для дроби
  56. Ручной станок для прокатки запасных швов
  57. Самодвижущаяся сухопутная мина
  58. Сеялка в разброс
  59. Система для запасания сжатого воздуха
  60. Снаряд для передачи линя с берега на терпящий бедствие корабль (1875)
  61. Снаряд для перевозки дров и других тяжестей (февраль 1877)
  62. Способ гальванизации больших площадей
  63. Способ паяния накаливанием
  64. Способ приготовления губчатого свинца (1899)
  65. Способ электрического паяния «Электрогефест» (1881)
  66. Стальное перо
  67. Стальные туры
  68. Угольный реостат
  69. Фонометр
  70. Фрейограф
  71. Цилиндрические полые пули
  72. Цилиндрический аккумулятор
  73. Штатив с запасными проводниками к лампе накаливания
  74. Электрическая дуговая лампа
  75. Электрическая лампочка накаливания
  76. Электрическая машина
  77. Электрическая пушка (1890)
  78. Электропаяльник для олова
  79. Электроплавильня
  80. Электросварочный станок
  81. Электротигель

Сочинения

  1. Проект парохода, переходящего мели и обходящего разные препятствия по рельсовому пути. — СПб., 1890. — 12 с с илл.
  2. Проект исправления «Царь-колокола». — СПб., 1890. — 16 с с илл. и черт.
  3. Проект снабжения города Санкт-Петербурга дешёвым электрическим током для освещения и движения. — СПб., 1892. — 7 с, 1 л. черт.
  4. Способ переправы войск через реки и другие препятствия, представляемые водой. — СПб., 1896. — 4 с.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ 10 САМЫХ БЕЗУМНЫХ БАССЕЙНОВ В МИРЕ (ТОП10 НЕОБЫЧНЫХ БАССЕЙНОВ) ТОП 10 ЖУТКИХ секретов ДИСНЕЙЛЕНДА
ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Бенардос Николай Николаевич

Николай Бенардос родился 8 июля 1842 года в селе Бенардосовка, Украина. Мальчик вырос в семье с богатыми военными традициями. Уже в детстве будущий изобретатель проявлял интерес к различным ремеслам, чему способствовал тот факт, что у его отца имелось несколько небольших мастерских. Его любимыми занятиями являлись слесарное и кузнечное дело.

В 1862 году по настоянию отца Николай поступил на медицинский факультет Киевского университета. Его первое изобретение: зубная пломба, приходится на студенческие годы. Пломба изготавливалась из серебра. Первым пациентом Бенардоса стал денщик, которого избавил от зубной боли с помощью серебряной пломбы. Четыре года спустя перевелся в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве по отделу сельскохозяйственных наук. За время обучения изобрел и опробовал множество приспособлений.

После трехлетнего обучения, Бенардос оставил академию и все свое время посвящает изобретательству, живя в родовом имении. Практически все свои средства Бенардос пускал либо на техническое обеспечение своих исследований, либо на устройство жизни окрестных крестьян. Николай Николаевич оказывал широкую медицинскую помощь жителям близлежащих деревень, организовал аптеку, где бесплатно выдавал лекарства.

Самым важным изобретением, принесшим ему мировую славу, стал разработанный им в 1882 году способ электродуговой сварки. Способ Бенардоса помимо сварки годился и для электрической резки металлов. В 1892 году предложил один из первых проектов гидроэлектростанции переменного тока на реке Неве.

В том же году на IV Электрической выставке в Санкт-Петербурге Бенардосу присуждена высшая награда Русского технического общества: золотая медаль за успешное применение дуги в электрической сварке. В 1899 году удостоен звания почетного инженера-электрика.

Умер Николай Николаевич Бенардос 21 сентября 1905 года в городе Фастов, Киевской области. В стране в то время бушевала первая революция, и на смерть гениального русского изобретателя не откликнулось ни одно периодическое издание.

Аккумуляторы
Амперметр
Антропоэлектрометр (1895)
Аптекарская ступка
Бурение твердых пород при помощи вольтовой дуги
Велосипед-сани
Велосипед со взрывчатым двигателем
Ветряной двигатель
Висячий замок «Болт»
Водоподъемный насос без цилиндра и поршня
Воздушный тахометр
Газовая горелка
Гребенка для животных
Гребной плавниковый пороховой двигатель
Гребной руль
Двигатель-выстрел
Двигатель, основанный на расширении металлов
Двухдействующий тормоз для вагонов конно-железных дорог
Дранестрогальная машина
Жатвенная машина (жатка-косилка)
Железностроительный материал для построек из гофрированного железа
Зубная пломба (серебряная «пуговка»; 1862)
Кавалерийская мина
Керосиновый самовар
Коммутаторы для ламп накаливания
Копательная машина
Коробка для консервов (осень 1900)
Кран для бочек
Кран для умывальника
Крыло для летательной машины
Летательная машина
Машина для оплетки проводов
Машина для изолировки проводников лентой
Машинка для насечки мельничных жерновов (1875)
Машина для натирания туши
Машинка для приготовления мороженого
Металлические шпалы
Металлические ящики для укупорки вин в бутылках
Механическая прачечная («стиралка-выжималка»)
Паровая кастрюля
Пароход-воздушный шар
Пароход, переходящий мели (весна 1877)
Пароходное колесо с поворотными лопастями
Плоский кран
Плуг с вращающимся отвалом (1866)
Подвижные платформы для переправки публики через улицы
Подсвечник для свечей Яблочкова
Пневматическая поливалка
Прибор для охлаждения воздуха в жилом помещении
Прибор для просушки сырых стен в жилых помещениях
Прибор к токарному станку для нарезки винтов
Проект моста через Неву в Санкт-Петербурге
Проект электропривода
Пружинный коммутатор на 12 направлений
Ружейные патроны для дроби
Ручной станок для прокатки запасных швов
Самодвижущаяся сухопутная мина
Сеялка в разброс
Система для запасания сжатого воздуха
Снаряд для передачи линя с берега на терпящий бедствие корабль (1875)
Снаряд для перевозки дров и других тяжестей (февраль 1877)
Способ гальванизации больших площадей
Способ паяния накаливанием
Способ приготовления губчатого свинца (1899)
Способ электрического паяния «Электрогефест» (1881)
Стальное перо
Стальные туры
Угольный реостат
Фонометр
Фрейограф
Цилиндрические полые пули
Цилиндрический аккумулятор
Штатив с запасными проводниками к лампе накаливания
Электрическая дуговая лампа
Электрическая лампочка накаливания
Электрическая машина
Электрическая пушка (1890)
Электропаяльник для олова
Электроплавильня
Электросварочный станок
Электротигель

В 1981 году в связи с празднованием столетия изобретения дуговой электросварки — даты, внесенной в календарь ЮНЕСКО «Годовщины выдающихся личностей и исторических событий 1981-82 гг.» была осуществлена программа по увековечению памяти Николая Бенардоса. Были выпущены юбилейная медаль, плакаты, посвященные этому событию.

В мае 1981 года Почтой СССР была выпущена почтовая марка, посвященная 100-летию изобретения электросварки в России, с портретом Николая Бенардоса (ЦФА (ИТЦ) #5183; Sc #4934) .

При участии специалистов Института электросварки имени Патона в поселке Лух создан музей, посвященный жизни и изобретательской деятельности Н. Н. Бенардоса (ныне Лухский краеведческий музей имени Н. Н. Бенардоса). Он был открыт в июле 1981 года. В это же время в поселке был сооружен памятник изобретателю (скульптор А. А. Древнецкий, архитектор В. В. Костоглот).

В 1981 году в Фастове поставлен памятник Н. Н. Бенардосу и открыт мемориальный музей.

В 1981 году на территории Музея народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины в Переяслав-Хмельницком Киевской области открыт музей Н. Н. Бенардоса.

В октябре 2006 года к 125-летию изобретения электрической дуговой сварки в Иванове открыт бюст Николая Бенардоса.

На базе Ивановского государственного энергетического университета и Аттестационного центра «Сплав» проводится межрегиональный конкурс профессионального мастерства по профессии «сварщик» за переходящий приз имени Бенардоса.

Читайте также:  Пироцкий Фёдор Апполонович - биография изобретателя электрического трамвая

Модель костюма сварщика Шатурской швейной мануфактуры, рекомендуемая для сварки с интенсивным разбрызгиванием расплавленного металла, окалины в закрытом пространстве и всех видов сварки, получила название «Бенардос».

Жена – Анна Алексеевна Лебедева.
В браке родилось четыре сына и одна дочь. Двое сыновей умерли в раннем детстве, двое других получили образование и работали электротехниками.

Бенардос Николай Николаевич — Биография

Никола́й Никола́евич Бенардо́с (26 июля 1842, Бенардосовка — (8 сентября 1905, Фастов) — русский инженер, изобретатель электрической дуговой сварки (1881).

Детские и юношеские годы

Николай родился в селе Бенардосовке Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне село Мостовое Братского района Николаевской области Украины) в семье с богатыми военными традициями. Его дед, грек по происхождению, один из героев Отечественной войны 1812 года генерал-майор Пантелеймон Егорович Бенардос. Отец — участник Крымской войны 1853—1856 годов, полковник в отставке Николай Пантелеймонович Бернадос был женат на дочери лухского помещика Екатерине Васильевне Свешниковой. По материнской линии изобретатель был потомком Демидовых — дед его, Василий Львович Свешников, был женат на Елизавете Львовне Демидовой. Детство Николая прошло в имении родителей Новоукраинка Херсонской губернии. Начальное образование он получил домашнее. Ещё в детстве будущий изобретатель проявлял большое влечение к всевозможным ремёслам. Его любимыми занятиями были слесарное и кузнечное дело. Николай целые дни проводил в небольших мастерских отца, обслуживающих нужды усадьбы, где овладел навыками работы кузнеца.

В 1862 году, по настоянию отца, Николай поступил на медицинский факультет Киевского университета святого Владимира. Во время обучения на врача Бенардос сделал первое своё известное изобретение — зубную пломбу, которую он изготовил из серебра. Первым пациентом молодого изобретателя был его денщик (его имя не сохранилось), которого Бенардос избавил от зубной боли с помощью серебряной «пуговки», как он её назвал.

В 1866 году Николай оставил медицину и перевёлся в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве по отделу сельскохозяйственных наук. Проучившись в академии около трёх лет, до 1869, он ушёл оттуда, целиком посвятив себя изобретательской деятельности. В период обучения в академии Н. Н. Бенардос разработал и опробовал целый ряд изобретений в области усовершенствования различных сельскохозяйственных орудий, так, например, в 1866 году он создал проект плуга с вращающимся отвалом с целью уменьшения до минимума трения между частями плуга и земельным пластом, однако этот проект так и остался на бумаге.

Весной 1867 года в Париже открылась Всемирная выставка, которую Николай Бенардос решил посетить, в надежде на реализацию своих планов в области изобретательства. Будучи студентом первого курса, он получил в академии отпуск и уехал. К сожалению, период заграничных путешествий Бенардоса почти не исследован, точных сведений о его пребывании в Париже, а также о последующих поездках в Испанию, Великобританию и Германию, не сохранилось. В Москву Н. Бенардос вернулся осенью 1867 года.

Лухский период

В конце декабря 1867 года, для решения ряда хозяйственных вопросов, Николай побывал в родовом поместье матери, которое находилось в городке Лух Юрьевецкого уезда Костромской губернии. С тех пор он неоднократно приезжал в этот заштатный городок. В одно из таких посещений Бенардос познакомился с Анной Алексеевной Лебедевой — дочерью хозяина лухского постоялого двора и в 1868 году женился на ней. Николай Николаевич решил осесть в этих краях. В двенадцати верстах от села, на перешедшем к нему от матери лесном участке, он выстроил помещичью усадьбу «Привольное». При усадьбе были двухэтажный дом, построенный в турецко-японском стиле с фонтаном, пагодами и даже пятисаженной пирамидой, большой фруктовый сад и оранжерея, а также хорошо оборудованные слесарные, механические, деревообделочные мастерские и кузница. Поначалу Бенардос собирался заняться хозяйственной деятельностью по всем предписаниям усвоенной в академии агрономической науки. Однако, имея большую тягу к изобретательству, каждую свободную минуту проводил в механической мастерской. Он сконструировал, а затем соорудил собственными руками несколько оригинальных сельскохозяйственных орудий. Потом поставил изобретательство на поток.

Практически все свои средства Бенардос пускал либо на техническое обеспечение своих исследований, либо на устройство жизни окрестных крестьян. Он оказывал широкую медицинскую помощь жителям соседних деревень, организовал аптеку и выдавал из неё бесплатно лекарства. Николай Николаевич построил в усадьбе самолично изобретённую механическую прачечную, предтечу стиральной машины, библиотеку и школу, в которой бесплатно обучались крестьянские дети. Это была первая и единственная в тех местах школа. Всё необходимое для учебного процесса он также покупал на свои средства.

Бенардос активно участвовал в общественной деятельности. В 1870—1873 годах он избирался в Юрьевецкое уездное и Костромское губернское земские собрания. Его выступления на земских собраниях содержали конкретные предложения по развитию системы здравоохранения и усилению санитарного контроля. По заявлению Николая Николаевича, в то время члена уездного училищного Совета, IX очередное уездное земское собрание постановило ходатайствовать перед правительством о введении обязательного обучения.

В 1873 году Н. Бенардос вместе с братьями Павлом и Николаем Телепневыми участвовал в наказании розгами земского врача Алферьева, нанёсшего оскорбление некой княжне Берсеньевой. После судебного разбирательства, которое длилось больше года, Костромской окружной суд, за якобы имевшее место оскорбление земского врача, приговорил Бенардоса и братьев Телепневых к лишению прав и ссылке на житье в Сибирь. Позднее эта мера была заменена трёхмесячным арестом на гауптвахте и лишением прав занимать какие-либо государственные или общественные посты. Всё время до решения суда Бенардос провёл в заключении. Его близкий друг Андрей Иванович Бюксенмейстер позднее вспоминал, что судебное дело тянулось долгое время, потребовало много средств и очень сильно подорвало моральное и материальное состояние Бенардоса.

После освобождения из заключения Бенардос взялся за осуществление идеи, возникшей у него ещё в 1873 году — постройку колёсного парохода с поворотными лопастями, способного преодолевать речные перекаты, мели, обходить мельничные плотины и подобные препятствия по суше. Над этим проектом изобретатель работал более трёх лет. Помогали ему местные кузнецы В. Тюгин и Н. Смирнов. Весной 1877 года пароход, названный в честь старшего сына Бенардоса — «Николай», был спущен на воду у Болдыревой пустыни, в 3 км от городка Лух. Для испытания своей модели изобретатель предпринял трёхсоткилометровое путешествие по рекам Луху и Клязьме вплоть до Гороховца. Затем судно было доставлено в Санкт-Петербург. Однако новый вид транспорта остался без внимания чиновников и промышленников. В дальнейшем пароход был продан на слом и разобран на дрова.

В феврале 1877 года Бенардос сконструировал специальный снаряд для перевозки дров и других тяжестей. На это изобретение ему был выдан патент, прислана благодарность из Сельскохозяйственного музея Санкт-Петербурга, но, хотя ряд землевладельцев завёл подобные снаряды в своих хозяйствах, в промышленное производство он внедрён так и не был.

В последующие годы Николай Николаевич всё больше занимается работами в области электротехники. Ещё при постройке парохода Бенардосу часто приходилось соединять крупные металлические детали. Делалось это кузнечной сваркой, однако в мастерских Бенардоса не было больших нагревательных печей. Поэтому изобретатель попробовал греть кромки вольтовой дугой, до их проковки, при этом металл часто оплавлялся и соединял небольшие участки.

В середине 1870-х годов Бенардос познакомился с инженером и изобретателем А. И. Бюксенмейстером, основавшим в 1878 году неподалеку от Кинешмы завод по производству аккумуляторов, угольных изделий и электродуговых ламп (ныне завод «Электроконтакт»). Дружба с Бюксенмейстером безусловно способствовала изобретательской деятельности Николая Николаевича. Владелец завода снабжал его электрохимическими источниками тока, электроуглями и другими необходимыми материалами. Бенардос получил широкую возможность экспериментировать с электрической дугой, работать в области изыскания конкретных направлений практического использования электричества. Вместе с Бюксенмейстером он провёл ряд экспериментов с аккумуляторными батареями.

Для того, чтобы получить деньги, необходимые для продолжения научных и инженерных изысканий, Николай Бенардос был вынужден продать значительную часть своей земли и заложить усадьбу. В конце-концов он оставляет имение на управляющего и уезжает в Санкт-Петербург.

Петербургский период и мировое признание

Переехав в 1879 году в Санкт-Петербург, Бенардос 10 февраля 1880 года подал прошение в Министерство внутренних дел с просьбой возвратить ему права государственной и общественной службы. Получив отказ, он поступает на работу на завод электротехнического отдела при товариществе «Яблочков-изобретатель и К°». С П. Н. Яблочковым Николай Николаевич познакомился ещё в 1876 году, в одну из поездок за границу. Между ними возникли творческие связи, перешедшие в большую дружбу. Через Яблочкова Бенардос познакомился с виднейшими зарубежными и русскими электротехниками того времени. Непосредственное общение с ними оказалось весьма полезным для развития научно-технической деятельности Бенардоса и способствовало ускорению реализации многих его изобретений. Бенардос принимал непосредственное участие в распространении в России электрического способа освещения. С этой целью он по поручению завода совершил поездку в Закаспийскую область. Руководство завода предоставило изобретателю полную возможность проведения необходимых опытов. За время работы на заводе Бенардос изобрёл специальный подсвечник для свечи Яблочкова с автоматическим переключением тока, машину для изолировки кабеля, машину для оплётки проводов и т. д.

Весной 1881 года Николай Николаевич Бенардос в качестве сотрудника фирмы «Яблочков-изобретатель и К°» отправился на Международную электрическую выставку, проходившую в Париже. Подготовка экспозиции выставки проходила в экспериментальной лаборатории при журнале «Электрисьен», содиректором которой был русский физик Николай Иванович Кабат. Здесь Бенардос начал работу над улучшением аккумуляторов, предназначавшихся для электрического освещения, в результате которой пришёл к своему основному изобретению, принесшему ему мировую известность — электросварке, названной им «Электрогефест». Это изобретение получило золотую медаль и стало главным экспонатом Парижской международной электротехнической выставки.

По возвращении в Санкт-Петербург, Бенардос продолжил совершенствовать изобретённый им способ дуговой электросварки. В 1885 году после тщательнейшей разработки и доведения своего способа до возможности промышленного применения Николай Николаевич обратился в Департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему привилегии на «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока». 31 декабря 1886 года ему была выдана десятилетняя привилегия за № 11982. Метод, созданный Бенардосом, был весьма прост. В описании к привилегии сущность его излагалась так:

Бенардос не смог сразу в 1881 году запатентовать своего «Электрогефеста». Одной из причин стало отсутствие средств. Лишь в 1884 году, когда усадьба «Привольное» была продана за неуплату долгов ссудным банком, Бенардос смог на оставшиеся деньги подать заявку на получение патента на способ дуговой электросварки. В 1885—1887 годах Н. Н. Бенардос получил патенты Франции, Бельгии, Великобритании, Австро-Венгрии, Швеции, Италии, Германии, США, Норвегии, Дании, Испании, Швейцарии. Так как у Бенардоса хватило денег только на патентование изобретения в России, патентование за рубежом финансировал купец С. А. Ольшевский, владелец доходных домов в Петербурге и Варшаве, ставший совладельцем патентов.

В 1885 году в Санкт-Петербурге Николай Бенардос совместно с рядом капиталовладельцев основал Товарищество «Электрогефест», имевшее первую в мире показательную мастерскую сварочных работ. Менее чем через два года способ дуговой электросварки получил распространение по всему миру, а имя Бенардоса стало широко известным в научных и технических кругах за границей. Для ознакомления с «Электрогефестом», с целью его применения в своих странах, в Россию приезжали крупные зарубежные специалисты. Всестороннее освещение нового процесса сварки металлов в технической литературе и в специальных докладах видных учёных и инженеров, также весьма способствовало росту популярности изобретения Бенардоса. К середине 1890-х годов новый технологический процесс был внедрён более чем на 100 заводах Западной Европы и в США, электросварку начали применять не только для вспомогательных ремонтных работ, но и как основной технологический процесс производства новых металлических изделий.

В России дуговую электросварку впервые применили на Куваевской мануфактуре и заводе Пономарёва в Иваново-Вознесенске. В 1888 году способ Николая Бенардоса был использован в Рославльских мастерских Орловско-Витебской железной дороги для ремонта паровозных и вагонных колёс, рам, решёток и так далее. В течение пяти лет способ Бенардоса распространился по всей России. Он применялся в железнодорожных мастерских Воронежа и Ростова-на-Дону, на заводах Коломенском в Голутвине, Гужона в Москве, Невском машиностроительном заводе, заводе Лесснера в Петербурге и др.

К 1892 году Н. Н. Бенардос разработал электрическую сварку как с угольным, так и с металлическим электродами. Ему принадлежит идея и разработка устройства для сварки металлическим электродом на переменном токе, разработка сварки в струе газа, сварки наклонным электродом. Он первым начал применять различные флюсы и закрытую дугу, а также был основоположником механизации и автоматизации сварочного процесса.

На проходившей в январе 1892 года в Санкт-Петербурге IV Всероссийской электрической выставке, демонстрировалось более 30 различных изобретений Бенардоса, оформленных в отдельную экспозицию. 11 мая того же года «За удачное применение вольтовой дуги к спаиванию металлов и направлению одного металла на другой» Николай Николаевич Бенардос был удостоен высшей награды Русского Технического общества — золотой медали. А в мае 1893 года он был избран действительным членом этого общества.

В 1889 году патентным правом на изобретения Бенардоса в области сварки завладела группа дельцов, практически лишив его возможности продолжать работу над «Электрогефестом». Однако он продолжал заниматься изобретательством в других областях. С 1887 по 1891 год им были получёны патенты на усовершенствованную систему аккумуляторов, способ приготовления губчатого свинца, гальванации больших площадей, тигельное электропаяние.

17 (29) октября 1888 года на станции Борки, Курско-Харьковского направления Императорской железной дороги, произошло крушение императорского поезда, в котором находился Александр III со своей семьёй. Никто из Августейшего семейства серьёзно не пострадал. В связи с этим событием Николай Бенардос предложил проект исправления Царь-колокола, перенесения его на Воробьёвы горы и строительство для него огромной Царь-колокольни, в которой на одном этаже был храм, а на другом музей, посвящённый чудесному спасению Царской Семьи. В начале 1890-х гг. этот проект широко обсуждался в московской и петербургской прессе, однако он так и остался невоплощённым.

Читайте также:  Лодыгин Александр Николаевич: биография, вклад в науку, изобретения

Последние годы жизни

В конце 1890-х годов сильно ухудшилось состояние здоровья Николая Бенардоса. Продолжительные опыты с губчатым свинцом, необходимым для изготовления аккумуляторов, привели к тяжёлому отравлению организма изобретателя. В 1899 году по рекомендации врачей он переехал в Фастов.

7 декабря того же года Санкт-Петербургским электротехническим институтом Н. Н. Бенардосу, вместе с А. С. Поповым и А. Н. Лодыгиным, за особо выдающиеся заслуги было присвоено звание почётного инженера-электрика. Запись в журнале заседаний института гласит:

Несмотря на болезнь, Бенардос не прекращал работы. В 1900 году он разработал способ изготовления стальных борон путём штамповки из листа. В начале 1902 года, находясь на излечении в Москве, Н. Н. Бенардос участвовал в работе Второго Всероссийского электротехнического съезда, который избрал его своим почётным председателем. Это было последним прижизненным признанием заслуг изобретателя. 8 (21) сентября 1905 года Николай Николаевич Бенардос скончался в фастовской богадельне.

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛАТА ИНЖЕНЕРОВ

ИНЖЕНЕРЫ РОССИИ – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Главная » Бенардос Николай Николаевич

Колонка президента палаты Игоря МЕЩЕРИНА

В последнее время многие говорят о том, что материальные активы утрачивают ценность, приобретают все большее значение всякие креативные методы продвижения на информационный рынок всего, что ни попадя. Почем опиум для народа?

Если сравнить экономику СССР и современной России, разница будет на порядок. Однако, устойчивость нынешней экономики представляется весьма более высокой: несмотря на санкции, нефтяные цены и военные расходы держится. За счет чего.

Анонсы

Документы на обсуждении

Нормативные документы палаты

07.07.2016
Регламент Ревизионной комиссии Палаты

17.05.2016
Положение о Наблюдательном Совете Международной школы главных инженеров проекта

17.05.2016
Положение о Департаменте Международной школы главных инженеров проекта

17.05.2016
Положение о квалификационной аттестации профессиональных инженеров (новая редакция 15.05.2019)

17.05.2016
Положение об Аккредитационной комиссии Национальной палаты инженеров

Прямая речь

Заседание Совета по науке и образованию

Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняются и представления об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодня это профессионал высокого уровня, который.

Задать вопрос

Часто задаваемые вопросы

Оставьте Ваш вопрос, и мы обязательно ответим

Бенардос Николай Николаевич

Российский электротехник. изобретатель, почетный инженер-электрик Электротехнического института, создатель электрической дуговой сварки, автор проекта снабжения Петербурга дешевым электрическим током для освещения и движения.

В 1842 году в селе Бенардосовка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (сейчас село Мостовое Братского района Николаевской области Украины) в семье Николая Пантелеймоновича Бернадоса родился сын Николай. Дед будущего изобретателя, Пантелеймон Егорович Бернадос, был греком по происхождению. Он дослужился до звания генерал-майора и был героем Отечественной войны 1812 года. Отец участвовал в Крымской войне 1853—1856 годов. Николай Пантелеймонович был женат на дочери помещика, Екатерине Васильевне Свешниковой, родственнице Демидовых.

Детство их юный сын провел в имении родителей Новоукраинка Херсонской губернии, мальчик получил начальное образование дома. Еще в ранней юности Николай Бернадос интересовался слесарным и кузнечным делом. В 1862 году во время обучения на медицинском факультете Киевского университета Николай Бернадос сделал первое изобретение — зубную пломбу, в качестве материала для ее изготовления он использовал серебро.

В 1866—1869 годах, когда Бернадос учился в Москве в Петровской земледельческой и лесной академии, он разработал ряд изобретений, направленных на усовершенствование сельскохозяйственных орудий. В частности, в 1866 году он создал проект плуга с вращающимся отвалом. Эта конструкция предполагала уменьшение до минимума трения между частями плуга и земельным пластом. Проект этот, однако, не был воплощен в жизнь.

В конце 60-х годов в своей усадьбе «Привольное», неподалеку от города Лyx в Костромской губернии, Бернадос лично смонтировал разработанную им механическую прачечную, являвшуюся прообразом стиральной машины.

В первой половине 70-х годов XIX века Бернадос начал строительство колесного парохода с поворотными лопастями, который мог бы преодолевать речные перекаты и мели, а также обходить мельничные плотины и другие препятствия по суше. Работа над этим проектом заняла более 3 лет, изобретателю помогали местные кузнецы В. Тюгин и Н. Смирнов.

Пароход, который назвали «Николай» в честь старшего сына Бернадоса, был спущен на воду весной 1877 года у Болдыревой пустыни, в 3 км от города Лух. Для испытания своего изобретения Бернадос предпринял путешествие по рекам Лух и Клязьма вплоть до Гороховца; общая протяженность пути составила около 300 км.

В дальнейшем пароход доставили в Санкт-Петербург, однако эта разработка не привлекла внимание чиновников и промышленников, и позднее пароход был продан на слом и разобран на дрова.

Также в начале 1877 года Бернадосом было сконструировано особое устройство, предназначенное для перевозки дров и других тяжестей. Автор получил патент на это изобретение, а также благодарность из Сельскохозяйственного музея Санкт-Петербурга. Некоторые землевладельцы стали использовать подобные устройства в своих хозяйствах, однако в промышленное производство эта разработка внедрена не была.

Со временем Николай Николаевич Бернадос все больше увлекался экспериментами в области электротехники. Следует отметить, что проблему соединения крупных металлических деталей изобретателю приходилось решать еще в то время, когда он был занят постройкой парохода. Обычно это делалось посредством кузнечной сварки, но в мастерских, где конструировали и собирали изобретения Бернадоса, не было больших нагревательных печей. Изобретателем предпринимались попытки нагревать края деталей вольтовой дугой до их проковки, однако при такой обработке металл нередко оплавлялся, и подобным способом удавалось соединять относительно небольшие участки.

Значительную роль в работе Бернадоса сыграло знакомство с А. И. Бюксенмейстером и П. Н. Яблочковым. Инженер и изобретатель Бюксенмейстер в 1878 году организовал неподалеку от Кинешмы завод по производству аккумуляторов, угольных изделий и электродуговых ламп. Впоследствии на базе этого предприятия был образован завод «Электроконтакт». Бюксенмейстер снабжал Бернадоса разнообразными материалами и комплектующими, необходимыми для его исследований: электрохимическими источниками тока, Электроуглями и др. Бернадос экспериментировал с электрической дугой, разрабатывал способы практического применения электричества. Бернадос и Бюксенмейстер даже совместно провели серию опытов с аккумуляторными батареями.

В 1880 году Бернадос поступил на работу на завод электротехнического отдела при товариществе «Яблочков-изобретатель и К°» в Санкт-Петербурге. Личное знакомство двух выдающихся изобретателей состоялось еще раньше, в 1876 году.

Деятельность Бернадоса оказала существенное влияние на распространение в России электрического способа освещения. В тот период, когда Бернадос являлся сотрудником завода, он изобрел специальный подсвечник для свечи Яблочкова с автоматическим переключением тока, машину для изолировки кабеля, машину для оплетки проводов и многое другое.

В 1881 году Бернадос в качестве представителя фирмы «Яблочков- изобретатель и К°» отправился на Международную электрическую выставку в Париже. В экспериментальной лаборатории при журнале «Электрисьен», где проходила подготовка экспозиции выставки, ученый начал работу по улучшению аккумуляторов, которые предназначались для электрического освещения. В ходе экспериментов был открыт метод электросварки, названный изобретателем «электрогефест» в честь Гефеста — древнегреческого бога кузнечного ремесла. Изобретение это получило золотую медаль и стало главным экспонатом Парижской международной электротехнической выставки; оно же принесло своему создателю мировую славу.

В дальнейшем Бернадос продолжал совершенствовать метод дуговой электросварки, и к 1885 году разработки позволяли осуществить внедрение этого метода в промышленное использование. В конце 1884 года Департамент торговли и мануфактур удовлетворил просьбу изобретателя и выдал ему десятилетнюю привилегию (аналог патента) за № 11982 на «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока». Ввиду нехватки средств изобретатель не смог сразу в 1881 году запатентовать «электрогефест». Совладельцем патентов стал купец С. А. Ольшевский, который финансировал патентование за рубежом. Лишь в России Бернадос запатентовал свое изобретение полностью на собственные средства. В 1885—1887 годы Бернадос при финансовой поддержке Ольшевского запатентовал «электрогефест» во Франции, Бельгии, Великобритании, Австро-Венгрии, Швеции, Италии, Германии, США, Норвегии, Дании, Испании, Швейцарии.

Интересно, что принцип открытого Бернадосом способа сварки был достаточно прост. Сущность его излагалась в описании к полученной изобретателем привилегии следующим образом: «Предмет изобретения составляет способ соединения и разъединения металлов действием электрического тока… основанный на непосредственном образовании вольтовой дуги между местом обработки металла, составляющим один электрод, и подводимой к этому месту рукояткою, содержащею другой электрод, и соединенной с соответственным полюсом электрического тока. С помощью этого способа могут быть выполнены следующие работы: соединение частей между собой, разъединение или разрезывание металлов на части, сверление и производство отверстий полостей и наплавление слоями».

В 1886 году Николай Бернадос и группа капиталовладельцев основали и в Санкт-Петербурге товарищество «Электрогефест». Эта фирма организовала первую в мире показательную мастерскую сварочных работ. В середине 90-х годов XIX века метод дуговой электросварки распространился во многих развитых странах, а Бернадос приобрел широкую известность в мировых научных и технических кругах. Со временем электросварка, которая первоначально использовалась в основном для вспомогательных ремонтных работ, стала основным технологическим процессом при производстве новых металлоизделий.

В России метод дуговой электросварки впервые был применен на Куваевской мануфактуре и заводе Пономарёва в Иваново-Вознесенске. В 1888 году дуговую электросварку использовали в ходе ремонта деталей паровозов и вагонов в Рославльских мастерских Орловско-Витебской железной дороги. Метод Бернадоса достаточно быстро распространился по России и применялся на различных предприятиях: в железнодорожных мастерских Воронежа и Ростова-на-Дону, на Коломенском заводе в Голутвине, заводах Гужона в Москве, Невском машиностроительном, Лесснера в Санкт-Петербурге и т. д.

К 1892 году изобретатель усовершенствовал свое открытие, разработав метод электросварки как с угольными, так и с металлическим электродами. Бернадос сконструировал устройство для сварки металлическим электродом на переменном токе, разработал методы сварки в струе газа и наклонным электродом. Он впервые стал использовать флюсы — особые материалы, под слоем которых ведется сварка, и закрытую дугу. Также Бернадоса по праву считают основоположником механизации и автоматизации процесса сварки.

В 1981 году в честь 100-летия изобретения дуговой электросварки в СССР была выпущена почтовая марка с портретом Н. Н. Бернадоса. Летом того же года в поселке Лух был открыт Лухский краеведческий музей имени Н. Н. Бернадоса и памятник работы скульптора А. А. Древнецкого и архитектора В. В. Костоглота. Осенью 2006 года к 125-летию изобретения электрической дуговой сварки в Иваново был открыт бюст Н. Н. Бернадоса.

На IV Всероссийской электрической выставке, состоявшейся в начале 1892 года в Санкт-Петербурге, экспонировалось свыше 30 изобретений Николая Бернадоса. В мае того же года изобретатель был награжден золотой медалью Русского технического общества «За удачное применение вольтовой дуги к спаиванию металлов и на-правлению одного металла на другой», а в 1893 году Бернадос был избран действительным членом этого общества. В 1887—1891 годах изобретатель получил патенты на усовершенствованную систему аккумуляторов, способ приготовления губчатого свинца, гальванации больших площадей, тигельное электропаяние.

Осенью 1888 года Николай Бернадос предложил проект исправления и перенесения на Воробьевы горы Царь-колокола, а также возведения для него Царь-колокольни, в которой на одном этаже располагался бы храм, а на другом — музей, посвященный чудесному спасению императора Александра III и его семьи в ходе крушения царского поезда на станции Борки. В российской прессе этот проект широко обсуждался, однако воплощен не был. Следует отметить, что в 1889 году патентное право на изобретения Бернадоса в области сварки перешло к группе предпринимателей, в результате чего изобретатель был лишен возможности продолжать работу по совершенствованию «электрогефеста». Но Бернадос не отчаялся и начал экспериментировать в других областях.

Одним из последних изобретений Бернадоса явился метод изготовления стальных борон путем штамповки из листа. Несомненно, что Бернадосу по праву принадлежит одно из почетных мест среди изобретателей мира. Он является автором около 200 оригинальных изобретений в различных областях техники, сельском хозяйстве, транспорте и т. д. Интересно отметить, что многие идеи изобретателя, родившегося в XIX веке, не утратили своей актуальности и в наши дни.

В числе изобретений Бернадоса можно назвать железные бороны и углубители, скороварки и молотильные машины, паровые ножницы и пневматическое поливальное устройство, пароходные колеса с поворотными лопастями и охотничьи лодки, краны, турбины для гидроэлектростанций и пушку для метания канатов на терпящее бедствие судно, летательные аппараты, металло- и деревообрабатывающие станки, пневматические и вагонные тормоза.

Бернадос разработал разнообразные модификации замков, подъемников, патронов, пуль (в том числе пули со смещенным центром) и мин, а также велосипед-сани и велосипед со взрывчатым двигателем, ветряной двигатель, гребенку для животных, керосиновый самовар, коробку для консервов, машинку для приготовления мороженого и др. Методы электрической дуговой сварки и резания металлов, открытые Бернадосом, являются одними из самых важных современных технологических процессов. По имени своего изобретателя дуговая сварка угольным электродом была названа «способом Бернадоса».

Принципы, разработанные Николаем Николаевичем, используются во многих современных способах дуговой сварки. Изобретатель разработал ряд конструкций сварочных автоматов, способы дуговой сварки разными электродами, дугового резания, подводной сварки и резания, сварки на вертикальной поверхности, оригинальные методы точечной и шовной контактной электросварки.

Опыты с губчатым свинцом в конце 1890-х годов привели к отравлению организма изобретателя. В 1905 году он скончался в богадельне.

Добавить комментарий